Юлия Идлис о полнометражном дебюте

Интервью со студенткой сценарного курса Юлией Идлис о впечатлениях от дебюта, специфике работы сценаристов и творческих планах.

На прошлой неделе в широкий прокат вышла российская приключенческая картина «Авантюристы» режиссера Константина Буслова с Константином Хабенским, Светланой Ходченковой и Денисом Шведовым в главных ролях.

Над сценарием картины вместе с Денисом Родиминым работала студентка сценарного факультета Юлия Идлис. Мы поговорили с Юлей о впечатлениях от дебюта, специфике работы сценаристов с разными форматами и творческих планах.

Смотрите фильм «Авантюристы» во всех кинотеатрах страны.

Юля, в широкий прокат вышел фильм «Авантюристы», над сценарием которого ты работала вместе с Денисом Родиминым. Поздравляем с полнометражным дебютом! Как сложилось это сотрудничество? Как ты попала на проект?

Спасибо за поздравление! Это, конечно, удивительное чувство: видеть, как то, что ты придумывала и писала (нередко в муках и в страхе сорвать дедлайн), оживает на экране в исполнении актеров, на которых, опять же, привыкла смотреть в кино, даже не задумываясь о том, что слова, которые они произносят, им тоже кто-то придумывает. Удивительное чувство, которое все оправдывает, – и бессонные ночи, проведенные за работой, и вышеозначенные муки и страхи, и все остальное.

На проект я попала потому, что в этот момент уже работала над другим проектом для «Нон-стоп Продакшн». «Авантюристы» запускались раньше, и продюсеры как раз решили немного изменить уже написанную историю в связи с разными производственными моментами. Обратились ко мне. Фактически я «автор доработки сценария», который до этого был написан Денисом Родиминым. Мне было очень приятно и одновременно страшно работать над этим сценарием, потому что я очень люблю другие его работы в кино – в частности, обе части фильма «Бумер». К тому же он приходил к нам в школу с мастер-классами. Словом, это была большая честь и большая ответственность. Надеюсь, мне удалось не испортить сценарий Дениса.

В течение последних двух лет ты работала также над написанием пьес, у тебя состоялась премьера документального фильма на телеканале «Культура». Зависит ли работа сценариста от формата проекта? Что было самым сложным в этой работе?

Конечно, зависит: любой формат надо знать и уметь в нем работать, иначе приходится в сжатые сроки изобретать велосипед. С другой стороны, всякая история уникальна (если она хороша, конечно), и поэтому, как я уже поняла, в каждый новый проект пускаешься на свой страх и риск, как в открытое море на дырявой шлюпке: никто, даже ты сам, не может гарантировать, что у тебя получится задуманное. Но тем интереснее работать.

Когда я взялась за документальный проект «Толстые», я еще не очень представляла себе, что такое сценарий документального фильма. Многие вещи пришлось открывать для себя в процессе – и я очень благодарна режиссеру и продюсеру проекта Александру Замыслову и автору идеи Фекле Толстой за то, что они дали мне такую возможность и терпеливо следили за экспериментами.

С театром получилось тоже неожиданно – до этого я никогда не писала пьес, тем более документальных. Работа над пьесой «Переводчик» все еще идет; пока что в Перми на фестивале «Текстура» прошла ее читка, но я надеюсь, что нам удастся довести пьесу до ума и сделать по ней полноценный спектакль. Это пьеса про любовь и девяностые в России – две темы, которые мне по странному стечению обстоятельств особенно близки и интересны. Самое сложное, пожалуй, – научиться доверять себе, своему ощущению того, что правильно и интересно. Все время кажется, что есть какой-то идеальный образец (документального сериала, пьесы, игрового фильма), до которого в силу неопытности недотягиваешь. Чаще всего кажется правильно. Но это не значит, что не надо стараться до этого образца дотянуться или что он недостижим. Все можно сделать, главное – зажмуриться и работать.

У вас довольно большая загруженность в школе, есть ли у тебя какие-то секреты, как успевать все?

Если бы у меня были такие секреты, я бы сейчас успевала все. На самом деле главных секретов два: 1. Не откладывать начало работы. 2. Не брать больше проектов, чем можешь потянуть одновременно. Как правило, все проекты, которые ты возьмешь на себя, всегда валятся на тебя одновременно, это закон жизни.

Какие творческие планы? Работаешь ли ты над чем-то еще сейчас?

Работаю. Пишу дипломный полный метр в МШК и еще два проекта – один полный метр и один сериал. Дико интересно все. Каждый день – новый опыт.

Ты в этом году заканчиваешь сценарный факультет. Какие советы ты бы дала будущим сценаристам, которые сейчас учатся на первом курсе или только планируют поступать?

Я не чувствую себя прямо вот вправе напутствовать тех, кто учится на сценариста: я сама еще только учусь. Скорее, я бы поделилась наболевшим. Наболевшее – вот что: никогда не прекращайте учиться. Новые знания, умения и опыт буквально повсюду, надо только задавить в себе сноба и быть готовым учиться у всех и на всем, что есть вокруг вас. В этом смысле профессия сценариста самая благодарная: в ней нет верхней планки, и всегда есть куда расти.

 

17 Апреля 2014