«В кадре»: Художник по костюмам

«В отличие от дизайнера художник по костюмам работает не с абстракцией, а с конкретными актерами и их фактурой, помогая раскрыть образ персонажа».

В этом году в Московской школе кино стартует обучение художников по костюмам. Мы поговорили с куратором курса Региной Хомской о специфике профессии, разнице подходов к работе в России и Голливуде, отличиях fashion-дизайнеров от художников по костюмам и многих других интересных вопросах, которые, как правило, остаются за кадром.

Регина, расскажите, пожалуйста, в чем особенность профессии художника по костюмам?

Специфика профессии художника по костюмам, в первую очередь, заключается в умении отразить характер персонажа при помощи его костюма. Важна гармония внешнего облика и внутреннего мира героя. Художник должен понять суть характера каждого персонажа. Костюмы должны раскрывать историю персонажей с первой секунды их появления на экране, помогать показывать их развитие по сюжету.

Для этого часто приходится нарушать привычные правила. И это постоянно заставляет тебя мыслить шире, искать решения, которые не только отвечают режиссерской задумке, но и соответствуют общей визуальной концепции фильма или спектакля, и что немаловажно, бюджету, срокам и другим производственным факторам, которые мы не можем не учитывать.

Чем fashion-дизайнер отличается от художника по костюмам?

Мода – это глобальная индустрия и массовый покупатель. И там, безусловно, своя специфика. Модельер или дизайнер работает с абстрактным образом, художник по костюмам – с конкретными актерами и их фактурой.

Хотя нужно отметить, что сегодня за рубежом художники по костюмам довольно часто привлекают к работе дизайнеров и модные дома для решения конкретных творческих задач. Художник по костюмам Кэтрин Мартин делала более 40 платьев для фильма «Великий Гэтсби» вместе с модельером Миуччей Прада, которая для этого подняла архивы своего деда. Не раз выступал в роли художника по костюмам и Жан-Поль Готье, одна из самых известных работ которого – костюмы к фильму Люка Бессона «Пятый элемент». У нас это не так распрстранено, хотя примеры такого сотрудничества тоже есть. В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» Наталья Селезнева снималась в костюмах Вячеслава Зайцева.

Но даже в случае привлечения дизайнеров к команде художников картины перед ними четко ставят задачу создать костюм, раскрывающий характер конкретных персонажей.

В отличие от fashion-дизайнеров мы можем использовать уже готовые материалы. Мы ищем интересные костюмы или аксессуары, отражающие эпоху, воссоздаем стилистику того или иного периода, находим мастерские по всему миру, которые способны воссоздать нужные элементы, будь то рыцарские доспехи или соломенная шляпа; блошиные рынки или антикварные магазины, где можно найти совершенно аутентичные вещи. Наша главная задача – не сшить костюм своими руками, а создать образ, который поможет зрителю точнее понять характер персонажа.

Эскизы к костюмам фильма «Великий Гэтсби»

Отличается ли работа художника по костюмам в кино и в театре? Каких специалистов вы будете готовить?

В театре работа художника заканчивается с момента премьеры, изготовленные по эскизам костюмы передаются костюмерам. Одна из особенностей работы художника в кино – его участие на протяжении всего съемочного процесса. А кинопроцесс – явление совсем не линейное. Съемки фильма могут начаться с середины или последних сцен. Нужно постоянно держать в голове сюжет и все детали, помнить, как меняется и развивается образ героев, понимать, как персонаж должен выглядеть сейчас, а как через час или год и т. д.

Безусловно, в рамках нашей программы мы будем уделять внимание специфике сценического костюма. Но я своей главной задачей вижу подготовку грамотных, высококлассных специалистов для кино. Их очень не хватает сегодня. Я с этим постоянно сталкиваюсь и на производстве, и сидя перед экраном.

Как строится работа художника по костюмам? За что он отвечает? Какой этап самый сложный в вашей работе?

Художник по костюмам – это специалист, который отвечает за художественные решения и за производство. Он руководит работой костюмерной группы в подготовительном и съемочном периодах. Круг обязанностей художника по костюмам очень широк. Чтобы добиться максимальной достоверности, он проводит исследования и изучает изобразительные и документальные материалы к каждой картине, согласовывает с режиссером и художником-постановщиком или сценографом стилевое решение фильма или спектакля, придумывает эскизы костюмов для всех персонажей, учитывая мельчайшие нюансы их характеров, обстоятельств и т. д. После того как готовы эскизы, художник утверждает, подбирает материалы, организовывает процесс пошива или поиска необходимых костюмов. И конечно, очень важна его работа на площадке, которая не прекращается до последнего кадра. Костюмы должны выглядеть образцово, несмотря на мороз, жару или любые другие обстоятельства. При этом важно, чтобы все было сделано вовремя и качественно, поэтому художник по костюмам должен быть хорошим организатором.

Для меня самое интересное – это начало, поиск образов... А самое сложное – пройти всю дистанцию до конца, не потеряв качество и сохранив задуманное.

Вы работали с разными режиссерами, что, по вашему опыту, необходимо для того, чтобы выстроить наиболее эффективное сотрудничество с режиссером?

Работая с режиссером, надо понимать, что ты работаешь на реализацию его замысла, и важно точно понять, что ему нужно. Взаимопонимание и совпадение вкусов дают желаемый результат. Все режиссеры работают по-разному. Кому-то достаточно пяти эскизов для принятия решения, кому-то и сотни будет недостаточно. Важно проводить качественную подготовку к каждому проекту и приходить к режиссеру максимально подготовленным. К примеру, если вы только приступаете к разработке образов, важно показать режиссеру материалы, которые позволят ему точнее понять ваши идеи: это могут быть архивные материалы, фотографии, книги и любые другие визуальные источники.

С кем еще из съемочной команды работает художник по костюмам?

Для художника по костюмам взаимодействие с художником по гриму, оператором и художником-постановщиком определяет творческий процесс, ведь костюм должен быть не просто хорош сам по себе, но и вписываться в общую визуальную концепцию фильма или спектакля. Все подчинено общему художественному решению.

Безусловно, очень важно тесно работать с художником-постановщиком, чтобы костюмы вписывались в декорации, и героиня в зеленом платье не сливалась с зеленой стеной.

У оператора важно узнать, как он будет снимать, будет ли изображение контрастное или, наоборот, размытое. В зависимости от этого может корректироваться цветовая гамма костюмов.

И для меня очень важна фигура второго режиссера. От этого человека зависит планирование съемочного процесса, а соответственно, успеем ли мы без потери качества одеть, загримировать героев и актеров массовых сцен и подготовить все к следующему съемочному дню.

В вашей фильмографии есть картины о разных эпохах. На какие источники вы опираетесь при работе над костюмами?

Если говорить об исторических проектах, а их я люблю больше всего, то это в основном, архивные материалы. Для понимания фактуры ткани и кроя, конечно, очень важно вещи увидеть вживую. Поэтому без музеев здесь тоже не обойтись. Прекрасная коллекция поделенных костюмов в Историческом музее. В Эрмитаже огромная коллекция. Работая над сериалом «Петр Великий» (Реж. Марвин Чомски и Лоуренс Шиллер – Прим. ред.), мы очень много времени проводили в запасниках исторического музея, музеях Московского Кремля. Даже держали в руках настоящие костюмы Петра Первого.

Кадры из сериала Peter the Great

Начиная свою карьеру, вы работали с Элеонорой Петровной Маклаковой на историческом сериале американского производства «Петр Великий», который получил премию «Эмми» за костюмы. Что вы почерпнули для себя, работая с голливудской командой?

Я работала ассистентом у Элеоноры Петровны Маклаковой. Это была огромная школа! И не только на «Петре Великом». Можно сказать, я научилась у нее всему! Методикам работы, выстраиванию рабочего процесса с актером, а главное, профессиональной честности, максимальной требовательности ко всему, что необходимо для достижения результата.

Работа с голливудской командой тогда произвела впечатление космическое. Там существует то уважение к профессии художника, которое должно быть и к которому в нашей стране мы только идем. Мне и позже приходилось работать с иностранными проектами. Везде в приоритете комфортные условия для творческой работы. Я надеюсь, что с развитием нашей киноиндустрии и мы приблизимся к зарубежным стандартам организации рабочего процесса.

Достоинство же нашей индустрии для будущих художников по костюмам заключается в том, что у нас нет жесткого входного ценза в профессию. Если в Европе ты годами за совсем небольшие деньги работаешь ассистентом, и только потом, если повезет, получаешь возможность реализоваться самостоятельно, то у нас с этим проще и легче. Если вы толковый специалист, то без работы не останетесь.

У кого есть шансы стать художником по костюмам? Кто может прийти учиться этой профессии? Какими данными и навыками нужно обладать?

На самом деле круг потенциальных художников по костюмам очень широк. Это могут быть все, кто интересуется кино и театром, кому интересно изучать и придумывать образы и т. д. Единственный входной барьер – это умение рисовать. Речь не идет о том, что вы обязательно должны окончить художественную школу, но вы должны через эскизы уметь донести свои идеи. За время обучения, а потом и работы, вам предстоит создать тысячи эскизов и набросков будущих костюмов, поэтому на собеседование я прошу приносить с собой свои рисунки, чтобы у приемной комиссии была возможность оценить ваши навыки рисунка и работы с цветом. Умение шить – это плюс, но не обязательное требование на этапе поступления.

Что бы вы посоветовали тем, кто хочет идти в эту профессию?

Тем, кто хочет идти в эту профессию, я советую приготовиться к очень интересной, но нелегкой работе.

Самое замечательное в этой профессии – это разнообразие. Вы можете создавать костюмы для драмы викторианской эпохи или придумывать атрибуты для фильма в жанре научной фантастики. Конечно, чаще всего, у художников по костюмам есть специализация, но у вас есть огромное поле для развития фантазии.

Художник по костюмам должен быть очень наблюдательным. Источники вдохновения окружают нас. Надо смотреть и запоминать, как выглядит человек, анализировать, почему тот или иной человек так одет, что у него за характер, какая профессия. Все это обязательно пригодится вам в работе.

Конечно, важно иметь вкус к прекрасному. Постоянно развивать его, узнавать новое. Без природной любознательности вам в этой профессии не обойтись.

Ну и конечно, запаситесь терпением. Оно вам пригодится!

11 Августа 2014