Погружение в киноиндустрию

В этом году в Московской школе кино открывается подготовительный курс. Программа построена по принципу американского курса Filmmaking и позволяет получить базовые навыки работы над реальными проектами в разных профессиональных ролях.

Мы поговорили с куратором факультета Дмитрием Котовым о программе, формате обучения и о том, как за пять месяцев освоить основы разных кинопрофессий.

Чем обусловлено появление подготовительного курса?

Важно отметить, что мы открываем не просто подготовительный курс, а программу, которая закладывает необходимый фундамент для дальнейшего развития в киноиндустрии, дает представление о том, как работать в команде и как устроен кинопроцесс. В американской образовательной системе, к примеру, этот курс является обязательным для всех специализаций в кино – от сценариста до цветокорректора.

Причин запуска курса несколько. Во-первых, с каждым годом в Московской школе кино растет количество абитуриентов и, конечно, возрастают требования к поступающим. В наших интересах повысить качество подготовки желающих поступать на ту или иную долгосрочную программу, что в итоге скажется на уровне подготовки выпускников в целом.

Еще одна причина кажется неочевидной на первый взгляд, но по словам кураторов основных факультетов, иногда на вступительные испытания приходят люди, которые к этому моменту еще не определились точно, какая кинопрофессия им ближе, то есть они хотят быть, к примеру, и сценаристами, и продюсерами. Как правило, это либо совсем юные ребята, недавние школьники, либо те, кто получили образование и работают в других сферах, но решили круто поменять свою жизнь и осуществить свою мечту – окунуться в «волшебный мир кино». И я таких людей очень хорошо понимаю, так как 13 лет назад сам был таким, когда решил сменить профессию и приехал в Москву. Наша задача – помочь этим людям разобраться в специфике основных кинопрофессий и дать возможность попробовать себя в разных профессиональных ролях, чтобы понять, что им ближе.

На кого рассчитан курс? Кому он будет полезен?

Курс рассчитан на тех, кто хочет совершить «погружение в киноиндустрию», посмотреть, что и как там устроено, все «пощупать и потрогать», а главное – попробовать снимать. Но снимать не любительски «абы как», а осознанно, с пониманием «киношных» правил. И полезен этот курс будет тем, кто хочет не только самого себя протестировать на способность работать в этой индустрии, но и усилить свои креативные способности. В ходе обучения на подготовительном курсе студенты подготовят свое творческое портфолио, которое, как я надеюсь, даст им преимущества при поступлении на основные факультеты.

В каком формате будет проходить обучение?

Программа построена по принципу американских программ Filmmaking и позволяет получить базовые навыки работы над реальными проектами в разных профессиональных ролях. Вся теория на подготовительном курсе будет с сильной прикладной «заточкой». Например, на занятиях по сценарному ремеслу студенты будут не только слушать о базовых правилах драматургии, но и смотреть и разбирать фильмы, а главное – начнут писать прямо на занятиях наброски своих собственных сценариев.

Можно ли успеть за 5 месяцев попробовать себя в разных ролях? Как это будет организовано?

Очень просто. Студенты будут поделены на «октябрятские звездочки» по 5 человек. Каждая «звездочка» – это мини-съемочная группа, где сегодня ты можешь быть режиссером, завтра – актером, а послезавтра – художником-постановщиком. «Звездочки» будут разрабатывать свои собственные фильмы и на финальном этапе обучения снимут собственные короткометражки. У каждого будет шанс попробовать себя в разных «киношных» ипостасях и выбрать, что ему ближе.

Если студент знает, что он хочет поступать на сценарный факультет, нужно ли ему будет пробовать себя в роли актера?

Есть крылатая фраза: «Кино – дело коллективное». Но, к сожалению, очень часто бывает, когда сотрудники съемочной группы, особенно если они впервые собрались вместе, функционируют как лебедь, рак и щука из басни Крылова. Каждый тянет одеяло (оно же телега) на себя. А практика показывает, что самые лучшие результаты получаются у тех, кто работает слаженно, понимает друг друга, уважает чужой труд не на словах, а в силу понимания специфики и важности вклада каждого, на съемочной площадке и вне ее. И, возвращаясь к вопросу, хорошие сценаристы пропускают свои сценарии через актерскую читку. Это дает невероятные результаты, так как тексты начинают оживать, а сценарные недочеты и дыры лезут наружу и устами актеров просятся к устранению. Актеры начинают уточнять у сценариста цели своего персонажа, его мотивацию и т. д. А уж если сценарист хотя бы раз сам побывает в шкуре актера, то, я верю, он начнет писать более живые и вменяемые диалоги. Так что да, нужно пробовать. И не только в роли актера…

Что студенты будут делать в течение года? Какие модули включены в программу?

Программа поделена на 3 основных модуля.

Первый этап, он же модуль – «Погружение в индустрию», куда входят предметы «История кино», «Основы сценарного ремесла», «Основы режиссуры». На занятиях по сценарному ремеслу студенты узнают, как выбрать жизнеспособную историю для воплощения; как составить логлайн, выбрать жанр; как сочинить заявку, простроить драматургию, написать синопсис, тритмент и диалоги, которые сложатся, в конечном итоге, в хороший сценарий. Каждый студент попрактикуется в создании концепции истории на основе случайного выбора героя, а затем напишет собственный сценарий короткометражного фильма. На занятиях по режиссуре студенты узнают основные «киношные» термины и состав съемочной группы, обо всех этапах создания качественного киновидеопродукта, научатся выбирать героев и работать с характерами персонажей. Познакомятся с основными принципами и разнообразными выразительными средствами визуального рассказывания историй. Каждый студент попробует срежиссировать свой собственный сценарий. А на «Истории кино» студенты узнают, как делали свои первые шаги в индустрии ныне известные режиссеры.

Второй этап – «Подготовка к съемкам», куда входят такие дисциплины, как «Основы операторского ремесла», «Художественная постановка», «Основные принципы работы с актерами», «Основы организации кинопроизводства». Все эти занятия направлены на то, чтобы понять, как свой собственный сценарий реализовать на съемках, каких ошибок надо постараться избежать и как снять кино «за три копейки», практически без бюджета.

Третий этап – «Съемки и постпродакшн». Студенты на практике реализуют все то, что они успели изучить. Кроме того, их ждут дополнительные мастер-классы по саунд-дизайну, моушн-дизайну, композитингу и т. д. На самом деле, программа достаточно интерактивна, мы постараемся чутко реагировать на запросы наших студентов.

Нужно ли иметь какое-то свое оборудование для обучения?

Да, желательно, чтобы у студента был свой цифровой фотоаппарат, имеющий возможность снимать видео, или HD-камера. Компания Rentaphoto – партнер курса – предоставит участникам программы Filmmaking комплект звукового и осветительного оборудования. Также в случае необходимости студенты могут взять со скидкой любое дополнительно оборудование у этого рентала, если решат снимать что-то более сложное. Но все же акцент мы делаем на том, чтобы научиться создавать короткометражные фильмы при минимальном бюджете, с использованием минимально необходимого комплекта оборудования.

Как можно поступить на подготовительный курс?

Мы не проводим экзамены для поступления на эту программу. Для того чтобы пойти учиться, нужно подать заявку на сайте и оформить все документы.

Гарантирует ли окончание подготовительного курса поступление на основные факультеты Московской школы кино?

Никто не может дать 100% гарантий, так как многое зависит от активности самих студентов. Но то, что мы повысим шансы абитуриентов – это факт. Как минимум, у окончивших подготовительный курс будет серьезное преимущество в виде качественного и разнообразного творческого портфолио. Также за эти пять месяцев наши студенты успеют «прошпионить» за жизнью основных факультетов, пообщаться со многими преподавателями, и их выбор будущей профессии будет осознанным и максимально точным. До встречи на подготовительном курсе!
 

9 Октября 2014