Fashion-фильмы: тенденции и перспективы

Этой зимой в МШК пройдет интенсив, посвященный созданию fashion-фильмов, – новому и очень перспективному искусству, находящемуся на стыке моды, рекламы, кино и видеоарта.

Кураторы курса Мария Пудан и Юлия Гордина рассказали о том, как обстоят дела с этим направлением в России, каковы перспективы жанра и как создать fashion-фильм за 7 дней.

Давайте начнем с определений: что такое fashion-фильм? Для чего его создают? Какую задачу он решает?

Мария Пудан: Для дизайнера показ коллекции – с подиумом, постановкой шоу, армией моделей, стилистов, визажистов и рассылкой пригласительных – всегда останется высокобюджетным удовольствием. При этом вложения рискованны: неизвестно, какую пользу извлечет молодой дизайнер, заметят ли его покупатели и байеры. Раньше могли пройти годы, прежде чем дизайнер получит признание аудитории, и основным двигателем успеха выступали редакторы глянцевых журналов. Развитие технологий и возможностей компьютерной графики, доступность видеопроизводства и появление всевозможных каналов передачи информации всерьез заставили задуматься коммерсантов, в том числе и модного бизнеса, как использовать эффективность этих ресурсов для продвижения. Так появился FASHION FILM – одновременно и рекламный ролик, и артхаусное кино, и съемка для глянцевого журнала.

Юлия Гордина: Fashion-фильм – это короткие видеоролики, обычно две-три минуты длиной, которые модные дома и дизайнеры выпускают в поддержку сезонных коллекций. Изначально это рекламный инструмент, способ показать новые коллекции и тренды. Но за счет того, что творческие единицы достигли небывалых высот в реализации самых смелых идей, fashion-фильмы шагнули из рекламы в искусство. Количество профильных фестивалей и многообразие контента это подтверждают. Конечно, императив «купить платье или сумку» остался, но он завуалирован и завернут в ненавязчивую и очень красивую обертку. Получается реклама для тех, кто устал от рекламы. Задача таких фильмов в том, чтобы создать особый мир, атмосферу, поймать нужное настроение, и как результат – хотя бы на пару минут завладеть вниманием зрителя.

Какие существуют направления внутри жанра fashion-фильм, и какие тенденции вы могли бы выделить как наиболее популярные?

Юлия Гордина: Fashion-фильмом может быть как атмосферный ролик или концептуальный видеоарт, где одежды толком не видно, так и наоборот, видеолукбук, соединяющий все образы коллекции в целостную историю. Есть и полноценное короткометражное кино по всем правилам драматургии, и анимационные ролики, и работы в духе музыкальных клипов. Последним трендом стали видео, снятые на iPhone или GoPro: живые, динамичные, снятые на одном дыхании. Такой «сделай-сам» подход в духе гонзо-репортажа дает интересные результаты. Cнятый «на коленке» фильм имеет все шансы стать вирусным и участвовать в международных фестивалях. Так, например, ролик The Interview Тиграна Аветисяна смонтирован из кусочков интервью сильных мира моды – простая и эффектная идея в духе времени отлично передает постмодернистский настрой дизайнера.

The Interview, реж. Tigran Avetisyan

Мария Пудан: Сейчас абсолютно точно ощущается тенденция «меньше бюджета, больше результата» для привлечения молодой и прогрессивной аудитории. Вот, например, рекламную кампанию Diesel Tribute Ник Найт и Никола Формикетти сняли на iPhone – то же самое происходит и с видео. Взять к примеру новый клип Beyonce – 7/11!С теми же целями, помимо основных коммерческих роликов, транслируемых на ТВ или рекламных блоках на Youtube, бренды выделяют бюджет и для создания имиджевого, не рекламного видео. Для этого они ищут по всему миру режиссеров, имеющих свой яркий узнаваемый почерк, таких как, например, Vallée Duhamel, Lucy McRae, Reed + Rader, Quentin Jones, Mat Maitland и так далее. Лояльность к бренду повышается, когда картинка становится еще тоньше завуалирована под видеоискусство.

Flowers, реж. Pamela Reed, Matthew Rader

Когда появилось это направление (fashion-фильм), и насколько оно востребовано сегодня в мире?

Мария Пудан: Этим летом мы сделали целую выставку в универмаге «Цветной» в рамках Fashion Film Days, посвященную более чем столетней истории fashion-фильмов. Архивные записи британского филиала киностудии братьев Pathé свидетельствуют, что первые попытки демонстрации на кинопленку модных тенденций были предприняты вместе с появлением кинематографа.

The Merry-Go-Round of Milady (1930), архив British Pathé

В 50-е и 60-е годы художественное и повествовательное видео о моде и стиле стало актуальным на просторах британского, французского, американского и немецкого телевидения.

Fashion by Pierre Cardin (1969)

Однако позже, под влиянием поп- и панк-культур и вместе со стремительным развитием глянца, такого как Vogue, Marie Clare и альтернативных британских Blitz или i-D, производство модного видео практически сошло на нет, сменив настроение в пользу фотосессий и музыкальных клипов. Лучшие примеры таких роликов – это, пожалуй, творческий дуэт Джорджа Майкла и Тьерри Мюглера в клипе Too Funky, «видеоперфоманс» Жана Поля Готье 1989 года и творчество режиссера Жана Поля Гуда.

Too Funky (1992), реж. Thierry Mugler

В 2000 году культовый британский фотограф Ник Найт создал первую онлайн-платформу, целиком посвященную созданию fashion-фильмов. На www.SHOWstudio.com Найт стал экспериментировать с возможностями новых технологий и компьютерной графики, привлекая к сотрудничеству известных дизайнеров, моделей и культовых исполнителей, среди которых Александр МакКуин, Кейт Мосс, Мадонна, Бьорк и Леди Гага. Примеру Найта последовали десятки модных фотографов, операторов и режиссеров. Их союз с дизайнерами привел к созданию уникальных видеоработ, поражающих воображение разнообразием художественных приемов и техник. Fashion-фильм окончательно сформировался как самостоятельный жанр видеоискусства. Сейчас это неотъемлемая часть современного модного бизнеса, без которого немыслимо продвижение как молодых дизайнеров, так и гигантских корпораций.

SWEET (2000), реж. Nick Knight. Oдин из первых fashion-фильмов на сайте www.SHOWstudio.com

Юлия Гордина: Сейчас, когда fashion-фильмы прочно закрепились на рынке видеопроизводства, а профессионалы в индустрии более чем востребованы, появился спрос и на образовательные программы. London Fashion Week стала первой из международных недель моды, запустившей видеоплатформу, где коллекции представлены в формате фильмов. Первым подобным проектом в России был Dressing the Screen Британского Совета – глобальная программа, направленная на развитие жанра fashion-фильм в более чем десяти странах мира. Работы российских участников нашего воркшопа, который проходил в Московской школе кино в прошлом году, были представлены на Лондонской неделе моды и, как кульминация, опубликованы в спецпроекте о русской моде и видеоискусстве на портале SHOWstudio.

Как обстоят дела с этим направлением в России? Есть ли яркие имена и работы в этом жанре?

Мария Пудан: B России направление развивается, в первую очередь, благодаря усилиям трендсеттеров и фанатов своего дела. Среди первопроходцев жанра: Гоша Рубчинский, Nina Donis, Дмитрий Логинов (Arsenicum), Даша Гаузер, Андрей Артемов (Walk of Shame). Видеолукбуки Vika Gazinskaya и A.W.A.K.E Натальи Алавердян уже несколько сезонов публикуются на style.com, а ролики Arsenicum – на различных телеканалах. Среди режиссеров тоже есть яркие имена. Я, например, с удовольствием слежу за творчеством Руслана Пелых, Эрнеста Яковлева, Натальи Арефьевой, Авдотьи Александровой, ребят из 4S4R, Вики Поповой и Рубена Алавердяна.

Nina Donis (2009), реж. Михаил Сачков

Юлия Гордина: На самом деле мы собрали большую часть авторов направления fashion-фильм в России в спецпроекте Dressing the Screen Russia для SHOWstudio. Список участников говорит сам за себя. Как показывает этот невероятно успешный опыт, российская мода и современное искусство во всех его проявлениях представляют огромный интерес для иностранной прессы.

Arsenicumby Dmitry Loginov (весна-лето 2014), реж. Дмитрий Логинов, Наташа Сыч, Михаил Сачков 

Насколько сегодня востребованы специалисты, работающие в этом жанре? Каковы их перспективы?

Мария Пудан: Как и в любом бизнесе, успешен тот, кто четко понимает и предугадывает тенденции и настроения постоянно меняющегося рынка. Нужно обладать некой «чуйкой», чтобы всегда оставаться востребованным. Для режиссеров, работающих в жанре, важно формирование собственного стиля и оттачивание мастерства, а для дизайнеров – постоянно пребывать в творческом поиске идей и способов их воплощения. Ничего нового.

Юлия Гордина: Перспективы отличные. Новые ролики появляются каждый сезон и чаще, причем во всех сегментах рынка: от luхury до масс-маркета. Видео снимают взамен подиумных показов, в качестве редакторских материалов, для выставочных арт-проектов и коллабораций. Потенциально, fashion-фильмы будут снимать многие онлайн-ритейлеры и глянцевые журналы.

SHOWstudio X Selfridges, The Masters, (2014), реж. Marie Schuller

Мария Пудан: В первую очередь о развитии жанра должны задуматься дизайнеры. Видео на Facebook, Youtube или Vimeo позволяют рассказать о коллекции колоссальному числу зрителей, а прикрученные к ним ссылки на интернет-магазины напрямую связывают дизайнера с покупателями из разных уголков планеты. При этом среди зрителей вполне может оказаться, например, байер из Barneys или Collette или редактор того же Dazed. 

Юлия Гордина: Кроме этого, fashion-фильм становится одним из важнейших трендов в маркетинге и за пределами индустрии моды, ведь производители других товаров не отстают. В жанре fashion-фильма можно снять историю про автомобиль, коробку фломастеров, вечеринку, про что угодно! B развитии жанра точно есть место новым именам. Талантливым русским режиссерам уже сейчас открываются возможности работы с мировыми брендами. Участники нашего зимнего интенсива имеют все шансы стать следующим поколением профессионалов видеоарта на российском и, потенциально, мировом рынках.

 Louis Vuitton Presents Fall / Winter Accessories (2013) реж. Quentin Jones 

На кого рассчитан интенсив, который пройдет зимой? Кому он будет полезен и интересен в первую очередь?

Юлия Гордина: Когда мы прописывали задачи интенсива, то пришли к тому, что наша цель – обучение профессионалов индустрии моды будущего. Интенсив будет интересен студентам, начинающим и практикующим специалистам в области моды, кино, рекламы, фотографии и графического дизайна.

Мария Пудан: Важно, чтобы эти люди понимали, за чем идут. Ведь в ближайшие несколько лет, на которые придется расцвет их творческого потенциала, работая в индустрии моды, они рано или поздно столкнутся с вопросом о создании fashion-видео.

Юлия Гордина: Мы ждем тех, кто хочет снять авторский fashion-фильм, но не знает, с чего начать. За семь дней участникам предстоит освоить большой объем информации, просмотреть кучу роликов, получить заряд вдохновения на год вперед, пройти в теории и на практике все этапы создания fashion-фильма и в итоге – снять свое видео и сделать первые шаги в формировании авторского стиля.

Как построена программа курса? Можно ли создать за 7 дней fashion-фильм?

Мария Пудан: Создать видео можно и за два дня, все зависит от концепции. Задача курса – не просто дать студентам в руки камеры, а предложить им условия, в которых создание ролика станет по-настоящему увлекательным процессом, поможет выйти за рамки традиционных представлений о рекламе и кино. Мы стремимся вдохновить и показать, что жанр fashion-видео дает неограниченную свободу действий.

Юлия Гордина: Мы будем изучать и пробовать различные художественные приемы и с первого же дня начнем говорить о стратегиях успеха: как работать с дизайнерами и брендами, как попасть на международные фестивали, какие еще есть каналы продвижения своих работ и так далее. Для людей из мира моды, дизайнеров и стилистов интенсив станет погружением в специфику работы с видео и даст бесценный опыт работы с режиссерами и командой видеопродакшена. У нас этому нигде не учат, и мы впервые делаем курс открытым для всех желающих.

Мария Пудан: Будет работа в группах и индивидуально, немного теории и очень много практики. Самое классное во всем процессе: у каждой команды будет свой куратор, с которым вы вместе пройдете все этапы создания ролика от концепции до пост-продакшена. Авдотья Александрова, Кирилл Вычкин, Наташа Сыч, Денис Джемкинсан, Гоша Карцев, Вика Попова, группа ФОСФОР – мы собрали очень сильную команду преподавателей, так что скучать точно не придется.
 

15 Января 2015