Виды превизуализации в кино

С 12 по 18 января в Московской школе кино пройдет интенсив по превизуализации фильма. Мы попросили куратора курса Александра Каурых рассказать, что такое PreproductionPrevis, какие типы превизуализации существуют и почему каждый современный кинематографист должен владеть этим инструментом.

Съемки фильма – очень сложный как с технической, так и творческой точек зрения процесс. От качества работы, проведенной на подготовительном этапе, зависит прогнозируемость, а главное, финальная стоимость проекта.

Чем масштабнее и сложнее режиссерский замысел, тем тщательнее следует готовиться к его воплощению. Для иллюстрации. Представьте себе три отрезка. Первый – 1,5 метра, второй – 0,75–0,5 м, а третий – 0,5–0,3 м. Подобное соотношение, только во времени, должно быть между препродакшн, съемочным периодом и постпродакшн.

Превизуализация фильма – один из ключевых этапов подготовительного периода, который позволяет решить целый ряд задач: от презентации проекта инвесторам и моделирования сложных съемочных сцен до экспериментов с освещением, мизансценированием на камеру и даже VFX/compositing прототипированием.

На разных этапах развития кинематографа существовали разные формы превиза, технико-технологические средства его разработки и соответствующий пайплайн производства. Во времена Хичкока, Рене Клера, Копполы и других корифеев кинематографа разрабатывался детальный сториборд, создавался пространственный макет съемочной площадки в масштабе. Режиссер с оператором детально планировали не только наиболее сложные сцены, но и почти весь творческий процесс съемки. Такой подход позволял режиссеру донести свое видение до всех участников съемочного процесса.

Компьютерные технологии начали проникать в кинопроизводство во второй половине 70-х годов, но только к началу 90-х голливудские студии начинают по-настоящему использовать новые возможности по превизуализации, во многом благодаря таким режиссерам, как Роберт Земекис, Стивен Спилберг и Джеймс Кэмерон. Сегодня в Голливуде превизуализация – стандарт для любой студии, будь то мейджор или независимая кинокомпания.

Постепенно эта культура приживается и у нас, но специалистов, способных полноценно использовать этот инструмент, пока совсем немного.
Существует несколько типов превиза на препродакшн, которые кинематографисты используют, решая ту или иную задачу.

PITCH-VIS / ПИТЧИНГОВАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ
• Иллюстрирует потенциал проекта до того, как он получает «зеленый свет».
• Часть предварительной разработки, выполненной на эмоциональном (образном) уровне, будет обновляться частично или заменяться на этапе препродакшен.
• Питчинг-визуализация не является частью основного производственного процесса, но позволяет потенциальным партнерам или инвесторам получить первые впечатления от проекта.

DIRECTORIAL PRE-VIS / РЕЖИССЕРСКИЙ ПРЕВИЗ
• Предварительная работа режиссера по визуализации сценария на этапе препродакшен, включающая последовательно блокинг-диаграмму, сториборд и все виды аниматиков.
• Изящное и полностью реализуемое визуально режиссерское решение, эффективная организация работы на съемочной площадке, максимально точный расчет себестоимости производства и эффективные способы ее снижения, а также значительное сокращение времени монтажа и композитинга, – это самый минимум преференций, получаемых в результате такой работы.

TECHNICAL PRE-VIS / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРЕВИЗУАЛИЗАЦИЯ
• Встраивание и генерация точного положения камеры, освещения, дизайна среды (окружения) и макетирование съемочной площадки (сцены) с целью максимально точно определиться с техническими требованиями для производства.
• Используются условия реальной среды (окружения), единицы измерения, формы и размеры пространства для получения максимального представления о том, как будет выполняться съемка того или иного шота.

ON SET PRE-VIS / ПРЕВИЗУАЛИЗАЦИЯ НА ПЛОЩАДКЕ
• Создает риал-тайм визуализацию локации в помощь режиссеру, VFX-супервайзеру и всей постановочной группе, позволяя быстро проверять получающиеся изображения с той или точки положения камеры (точки съемки).
• Включает возможность использования техники, которая позволит синхронно совмещать «живое» фото с использованием 2D/3D виртуальных элементов для быстрого получения результата с последующей коррекцией по визуальному ряду.

POST-VIS / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ НА ПОСТОБРАБОТКЕ
• Комбинация цифровых элементов изображения финального шота и production фотографий для оценки выбранного метража, понимания режиссером монтажа места шота в монтажной секвенции и уточнения дизайна FX.
• Смонтированные части часто показываются тестовой аудитории для сбора замечаний продюсеру и продавцам VFX для планирования и бюджетирования.

POST-VIS / ДИЗАЙН-ВИЗУАЛИЗАЦИЯ
• Работа художника-постановщика по формированию пространства, в котором будет разворачиваться действие, с активным использованием всех возможностей комбинации реального и виртуального изображений с минимальными затратами производственных ресурсов.
• Использование виртуальной базы (в т. ч. digitallibrary), референсных материалов, принципов фотограмметрии и т. п. на этапе препродакшен, которая позволяет кинематографистам начинать креативное сотрудничество на ранней стадии производства с максимальным углублением в тему.

В рамках зимнего интенсива мы будем осваивать работу со всеми этими форматами на практике.

Материалы и иллюстрации предоставлены куратором курса Александром Каурых.

10 Декабря 2014