«Прямая речь»

История Московской школы кино началась три года назад с открытия факультетов «Продюсирование» и «Сценарное мастерство». Сегодня мы представляем вам интервью с сокуратором продюсерского факультета – Натальей Ивановой-Достоевской, которая вместе с продюсером Георгием Малковым стояла у истоков разработки этой образовательной программы.

Мы поговорили о специфике профессии, качествах, необходимых будущему продюсеру, о программе курса, нововведениях и, конечно, о первых успехах студентов и выпускников.

Что важно понимать, выбирая профессию продюсера? У кого есть шанс состояться в этой профессии?

Обычно, если мы слышим: «Нам нужен продюсер», – то в большинстве случаев подразумевается, что разыскивается волшебник с большими связями и деньгами, который позволит съемочной группе «творить», а все организационные вопросы возьмет на себя. Вероятно, под этим подразумевают генерального продюсера. Но кроме него в «табеле о рангах» существует еще исполнительный, креативный, линейный продюсеры, продюсер постпродакшна и т. д. . Каждый из них выполняет свою функцию в процессе подготовки и реализации проекта. Эта терминология пришла к нам из Голливуда и достаточно успешно приживается. Важно понимать, что невозможно прийти в индустрию и сразу стать успешным генеральным продюсером, до этого нужно дорасти, напитаться всеми необходимыми навыками и знаниями, поработать на проектах. Школа – это как лифт. Инвестируя в образование, вы обеспечиваете более быстрый разбег для старта в профессии. От продюсера, даже начинающего, ждут понимания всего кинопроцесса, умения решать конкретные задачи. Никто не готов учить кого-то ценой собственных потерь в качестве фильма или финансовых показателях.

Что касается необходимых качеств абитуриентов, то я бы начала с того, что продюсер – это в первую очередь предприниматель. Кроме этого, важно понимать, что продюсер берет на себя ответственность на каждом этапе, он должен уметь принимать решения, выстраивать отношения с людьми и т. д.

На собеседовании мы выбираем ребят с подходящим складом ума и характера: стрессоустойчивых, способных много работать, умеющих быстро переключаться и работать в режиме многозадачности.

Обсуждение программ «Продюсирование» и «Сценарное мастерство» с отделом академического качества школы, 2012 год

В чем особенность разработанного вами курса? Какова ключевая идея? Чем факультет «Продюсирование» Московской школы кино отличается от уже существующих образовательных программ?

Идея создания образовательной программы в МШК была для нас своеобразным вызовом. Это была интересная задача, которая давала нам возможность структурировать все имеющиеся знания, а отчасти научиться чему-то новому самим.

Георгий Малков выступил главным идеологом и стратегом – он в нашей команде генеральный продюсер. Я взяла на себя разработку содержания дисциплин и организацию образовательного процесса. Подбирая команду преподавателей, мы приглашали практиков, которые успешно работают в индустрии, и кому действительно есть что рассказать о современных кинопроцессах.

Мы ориентируем студентов на голливудскую модель бизнеса, но учитываем реальность российской киноиндустрии. Сочетаем бизнес-расчет, маркетинг-стратегию, оптимизацию всех съемочных процессов и, конечно, зрительский интерес. Создавая программу курса, я обратилась к опыту американских школ, проанализировала их программы и подходы. Безусловно, российская киноиндустрия имеет свою специфику и нельзя просто взять успешную модель из другой страны и перенести к нам. Но сам подход и принципы, которые мы взяли за основу, – американские.

Курс «Продюсирование», который был создан в МШК, – наиболее фундаментальный, и в то же время – наиболее прикладной из всех курсов, о которых я знаю в России. Мы создали программу, которая закладывает необходимую базу знаний для дальнейшего успешного развития в профессии. Студентам остается только усердно учиться.

Факультет «Продюсирование» открылся одним из первых в Школе. В этом году у вас будет четвертый набор. Что удалось сделать за это время? Каковы достижения студентов и выпускников?

Нам действительно уже есть чем гордиться. Главный повод – мы готовим специалистов, которые находят свое место в индустрии. Достижений много: кто-то работает продюсерами на ТВ-каналах, кто-то в дистрибуторских компаниях, кто-то выбрал путь независимого продюсера. О них расскажу чуть подробнее.

Анастасия Гавриш и Дмитрий Осьмеркин основали свою компанию и готовятся к выпуску полнометражной картины «30 свиданий», финансирование которой они получили от Фонда кино. Проект был разработан после первого года обучения. Ольга Савицкая и Алена Мареева тоже основали собственную компанию и работают сразу над четырьмя проектами, один из которых готовится к съемкам в данный момент. Надежда Жукова собрала несколько наград на конкурсах за короткометражную работу «Личность #74», которая легла в основу полнометражного проекта, Надежда работает в компании «Централ Партнершип». Проект «Чемпионы», который вышел на всех экранах России в 2014 году, родился в стенах Школы и реализовывался при участии студентов. Есть проекты, которые находятся сейчас на рассмотрении в Enjoy Movies, Art Pictures, каналах «Ю», «ТНТ» и «СТС».

Кадр со съемочной площадки фильма «30 свиданий»

Как выстроена программа обучения на факультете «Продюсирование»?

В курс включены дисциплины всех этапов кинопроизводства: от поиска идеи и создания сценария до постпродакшна и дистрибуции фильма. Много внимания мы уделяем развитию предпринимательского мышления, анализу киноиндустрии как рынка. Проводим питчинги проектов, тренируем ребят выступать перед публикой, а также уметь интересно рассказывать истории своих проектов. Проходим основы всех специальностей, вовлеченных в кинопроцесс, – без понимания их специфики продюсеру будет очень сложно управлять командой и всем производственным циклом.

Но, наверно, самое главное – мы стараемся дать максимально практическое образование. Студенты уже с первого семестра начинают работать над проектами, учатся находить и разрабатывать идеи.

Уже в этом году мы подключили первокурсников к работе над проектами студентов смежных факультетов в качестве исполнительных продюсеров. Это необходимо для того, чтобы они с самого начала погружались в производственные процессы и узнавали, как все устроено изнутри. Всю эту «школу» им нужно пройти до того, как на втором году они начнут работу над своими собственными дипломными проектами в качестве генеральных продюсеров.

<

50

Три набора подряд программа была построена линейно. Каждый семестр обучения был посвящён изучению одного из четырёх этапов кинопроизводства: сценарного (период девелопмента проекта), препродакшна, продакшна и постродакшна. Со следующего набора программа будет построена немного иначе. В течение первого года обучения студенты будут изучать основы продюсирования, драматургию, историю кино, основной упор будет на освоении кинопроизводства в качестве исполнительных продюсеров с практикой на студенческих проектах. Второй год будет посвящен изучению маркетинга, дистрибуции, авторского права и других юридических аспектов, важных для продюсера. Основной блок будет посвящен разработке собственных проектов под руководством менторов – ведущих продюсеров.

Завершится курс обучения традиционным для американских киношкол питчингом разработанных проектов сериалов и полнометражных фильмов. Питчинг – отличная возможность для студентов показать себя и найти потенциальных партнеров и инвесторов для своих проектов. На это мероприятие мы приглашаем продюсеров и редакторов ведущих кино- и телекомпаний, и что приятно, с каждым годом интерес к этому мероприятию со стороны индустрии растет. Например, в прошлом году, у нас были Сергей Сельянов (СТВ), Михаил Идов (Art Puctures), Александр Цекало («Среда»), Руслан Сорокин (СТС-медиа), Руслан Татаринцев (независимый продюсер), Елена Гудкова (Sony Pictures), Анна Ефимова (ВГТРК), Елена Шаталова и Антон Токтонов (Non-Stop Production) и др. Конечно, мы не можем дать гарантий, что на каждый представленный на питчинге проект точно найдется инвестор, но все возможности для этого созданы.

Питчинг студенческих проектов

С чем связаны изменения в программе?

Во-первых, это практика Школы в целом. Мы ежегодно пересматриваем программы. Анализируем, что работает эффективнее, проводим опрос студентов, смотрим на их результаты и при необходимости «докручиваем» программу. К сожалению, какого-то одного актуального учебника или 100%-работающей методички никто не придумал, поэтому мы своего рода первопроходцы в этом вопросе, внедряем новые стандарты в обучении продюсированию.

Также мы уделяем значительное внимание коллаборации студентов, работе над совместными проектами. Сейчас в МШК созданы все условия для воссоздания реального кинопроцесса, как с ресурсной точки зрения, так и с точки зрения наличия образовательных программ по всем основным киноспециализациям. Но для того чтобы это успешно реализовывать, необходимо сопоставлять и синхронизировать программы разных факультетов. Это тоже требует от нас некоторых изменений в программе.

Еще один важный фактор – это динамика развития индустрии. Мы отслеживаем тенденции, видим что-то новое или перспективное. Приглашаем экспертов на мастер-классы, тем самым расширяя сеть профессиональных контактов, а значит и карьерные возможности для наших студентов. Например, в прошлом году мы увидели необходимость добавить в программу обучения обзор анимационного рынка, основ создания скриптед-реалити, продюсирования компьютерных игр и новых медиа. Вести эти дисциплины я позвала Алену Оятьеву (продюсер и режиссер анимационных фильмов), Екатерину Андриенко (продюсер канала ТВ3), Андрея Подшибякина (генерального директора и совладельца агентства Social Insight). Как результат, у студентов в разработке появились идеи проектов для интернета, а не только для широкого проката и ТВ.

Также с прошлого года мы включили в программу модуль по продюсированию сериалов. В прошлом году эти занятия вел продюсер Тимур Вайнштейн (учредитель группы компаний «ВайТ Медиа»), в этом – Владимир Неклюдов (исполнительный продюсер СТС). Сериальное производство набрало обороты во всем мире, а значит, наши студенты должны уметь работать с этим форматом.

=149

Кем после окончания курса может работать выпускник? Продюсирование – очень широкая профессия.

Как я говорила выше, часть людей открывают свои кинокомпании, часть идут работать на проекты в качестве исполнительных, линейных или креативных продюсеров. Кто-то выбирает в итоге маркетинг кинопроектов или дистрибуцию. Вариантов развития у выпускников множество.

12 Апреля 2015