«Прямая речь»

Студенты факультета «Художественная постановка» являются едва ли не самыми востребованными специалистами в стенах Школы. Их зовут к себе в команды для съемок проектов студенты всех факультетов. А школа, как известно, проекция большой индустрии. Что собой представляет эта профессия? Кто такой современный художник кино? Чем американское кинопроизводство отличается от российского? В чем специфика обучения этой профессии в МШК, и какие изменения ждут факультет в следующем году? Об этом и многом другом мы поговорили с новым куратором факультета Аддисом Гаджиевым, одним из самых востребованных российских художников-постановщиков.

Аддис, для начала расскажите немного о себе.

В кино я оказался случайно. Я родился в семье художников, мой отец и дед – известные графики-станковисты. С младых лет мне было уготовано пойти по их стопам: я посещал изо-кружок в Доме пионеров, затем поступил в художественное училище. Ну, а после – совершенно неожиданно для всех – во ВГИК вместо Института живописи им. Сурикова. Но именно это счастливая случайность позволила мне овладеть редкой, и не побоюсь этого слова, интереснейшей профессией!

А потом закрутилось: работа в кино и на ТВ, сценография (куда можно отнести и множество торжественных церемоний, концертов, спектаклей), съемки телевизионной рекламы (Аддис Гаджиев поставил около 2000 рекламных роликов для известных российских и зарубежных брендов – Прим. ред.). Сегодня эти проекты занимают самую весомую часть моего рабочего времени. Этому делу я продолжаю отдавать очень много своей творческой энергии.

Колоссальную роль в моем развитии сыграли люди, с которыми жизнь меня свела во время учебы и моей профессиональной деятельности. Среди них мой мастер Александр Борисов – народный художник России и академик Академии художеств, ныне здравствующий художник кино и театра, который сделал очень много для моего становления как творческой личности. Шавкат Абдусаламов – философ и художник кино, гуру! Борис Бланк – один из лучших художников кино и театра – потрясающий художник, гений! Валерий Левенталь – замечательный сценограф и художник, долгое время был главным художником Большого театра. Оскароносный режиссер Ролланд Джоффе и великий голливудский продюсер Марк Деймон, которые открыли для меня другую плоскость кинематографа. И конечно, мой отец Алтай Гаджиев – народный художник Азербайджана, прекрасный график и живописец, мой первый учитель, который проводил со мной много времени в студии гипсов и натуры, обучая меня основам композиции и выполняя со мной упражнения по копированию работ мастеров.

И это только некоторые люди, которое сыграли важную роль в моем профессиональном становлении, за что им всем большое спасибо!

Вы пишите картины, работаете в кино, театре, на телевидении, занимаетесь дизайном, рекламой, а теперь стали куратором факультета. Что вам ближе по духу?

Да, вы точно отметили, я пытаюсь выразиться во многих жанрах. По духу мне близко все – и написание картин, и создание графических листов, и создание дизайна передач, и работа в кино, и работа на ТВ. Видимо, я так устроен, что мне скучно заниматься чем-то одним, а хочется реализоваться и высказаться во многих областях искусства, и не только изобразительного… Открою секрет: я еще немного пишу и веду кулинарную передачу, так что вы перечислили не все, что меня увлекает в работе.

Я пришел в МШК, когда меня пригласили стать сокуратором рекламного брифа, над которым в рамках учебного проекта с агентством BBDO работали студенты – режиссеры, продюсеры, художники-постановщики, моушн-дизайнеры и т. д. В Школе есть такая практика, когда студенты работают над реальным заказом из индустрии, в условиях максимально приближенным к реальным. Я окунулся в эту жизнь, посмотрел на все изнутри и понял, что, наверное, это то место, где мне комфортно и я могу поделиться знаниями, имея для этого все возможности, как творческие, так и технические. Ну и конечно, для меня очень важно, что здесь чувствуется правильная «киноэнергетика», а вокруг много современных, практикующих и высококвалифицированных коллег, с которыми интересно работать. А потом уже я получил предложение присоединиться к команде в качестве куратора факультета «Художественная постановка». У меня есть много идей и планов относительно развития этого факультета. И я думаю, нам все удастся сделать!

*на съемках рекламного проекта с режиссером Сергеем Осипьяном и студентами МШК.

Кто такой современный художник кино? Отличается ли профессия от той, которую вы получили в свое время? Влияет ли развитие компьютерных технологий на востребованность художников?

Как только первый пещерный человек взял в руки головешку из костра и нацарапал на скале изображение охоты на мамонта, он стал художником, и на протяжении веков он совершенствовался и развивался. Вместе с тем развивались жанры изобразительного искусства, проходя через эпохи и стили. Кино – сравнительно молодой жанр искусства, ему ведь всего-то 120 лет. Поэтому художник кино как профессия очень молода по сравнению с живописцами, графиками, монументалистами, театралами-сценографами и дизайнерами.

Но в то же время за 120 лет развития кинематограф серьезно изменился. Аккумулировав все, что было наработано веками эволюции, и впитав в себя возможности новых технологий, он изменил роль и значение профессии художника. Многие думают, что работа художника – это декорации или эскизы, но это заблуждение. Художник создает все, что увидит зритель на экране. Очень важен процесс преемственности от идеи, через эскизы и разработки, через съемки и постпродакшен до экрана. Участие художника и личное присутствие важно на всех этапах. Я даже на цветокоррекцию почти всегда приезжаю, а если не получается, даю свой бриф. Только так ты можешь транслировать свою первоначальную задумку на экран.

Художник кино из первоначального строителя нехитрых декораций с парой помощников-постановщиков с молотками в руках (как в «Рабе любви») превратился в творческого руководителя большого коллектива, называемого арт-департаментом, куда входят художники различных специализаций, строители с архитекторами, декораторы с бутафорами, реквизиторы с костюмерами и многие другие. Этому руководителю требуются обширные знания во многих смежных областях помимо искусства и кино.

Нельзя забывать, что за последние десятилетия мощно шагнули вперед компьютерные технологии. Это, безусловно, тоже не могло не повлиять на профессию художника кино. Сегодня многие проекты снимаются с небольшими декорациями, а иногда и совсем без них, и потом все «дорисовывается» на постпродакшне. Но роль и значение главного художника фильма от этого не уменьшаются. Меняется лишь инструмент реализации идей и задумок. И конечно, это накладывает дополнительную ответственность на художника кино, он должен прекрасно разбираться в возможностях современных компьютерных технологий.

*На съемках имиджевого проекта «Jonny Walker» с известным фотографом В.Глыниным, павильон/декорация «Пустыня» /Москва

Какими качествами должен обладать художник кино? Каких художников будете готовить вы?

Как я уже сказал, главный художник фильма – это творческий организатор. В основе профессии две составляющих – творчество и менеджмент. То есть этот человек должен генерировать идеи и уметь их реализовывать с командой производственников, руководить и направлять их, подчиняя все действия главной цели проекта.

Безусловно, главный художник должен обладать огромным количеством навыков: уметь видеть пространство, работать с фактурами и текстурами и т. д., но главное для него – умение чувствовать! Звучит для многих, наверное, не совсем понятно и очень эфемерно, но поверьте моему опыту – этому сложнее всего научить. Ну и конечно, художник кино должен быть личностью образованной и интеллигентной, знать литературу, историю искусства и архитектуры, разбираться в кино.

Мы будем очень много внимания уделять развитию профессиональных навыков. Важно, чтобы наши студенты могли решить поставленную задачу, используя самые разнообразные инструменты и технологии. Они не должны быть ограничены в этом смысле. Именно поэтому студенты постоянно работают над смежными учебными проектами с другими факультетами, и мы будем продолжать эту практику в том числе со студентами постпродакшн-программ («Композитинг» и «Визуальные эффекты»). Каждый семестр будущим художникам кино предстоит реализовывать по несколько проектов, что поможет им окунуться в профессию по-настоящему еще на стадии обучения.

Вы работали как с российскими, так и зарубежными проектами. Есть ли разница в подходах?

Я хорошо знаком и с тем, и с другим производством. В свое время оскароносный режиссер Ролланд Джоффе и великий голливудский продюсер Марк Деймон открыли для меня другую плоскость кинематографа. Когда снимали фильм Captivity, меня пригласили в качестве художника на проект. Честно говоря, я был впечатлен. Присылают тебе бумажку, а в ней нет ни одного вопроса про деньги, тебя сразу просят визуализировать картину. Это о многом говорит. В нашей кинореальности все, конечно, не так.

Но разница в основном в подходах к организации. В зарубежном производстве каждый отвечает за свой очень маленький сегмент, но отвечает железно! Поэтому художников в арт-департаменте там огромное количество. И тебе приходится руководить слаженным коллективом профессионалов, дирижировать, так сказать. У нас же из-за разницы бюджетов и менталитета этих специалистов несоизмеримо меньше и, как следствие, главному художнику приходится заниматься всем или почти всем самому лично. Из-за этого частенько многое просто не удается успеть сделать, и это видно на экране!

Но в нашей профессии есть огромный плюс: если вы хороший и востребованный специалист, то у вас нет никакой географической привязки. Я делал проекты в России, Азербайджане, Украине, Турции, Греции, Кипре, Чехии, Египте, Грузии и в других странах.

Вы уже подготовили обновленную программу курса на следующий год. Что вы хотите изменить или добавить? На что будете делать акцент?

Да, программа уже подготовлена. Я должен отметить, что программа и до этого была сильной. Спасибо коллегам! Из новых дисциплин мы планируем добавить перспективу и архитектуру в кино, основы цветокоррекции для общего понимания, несколько совмещенных модулей занятий с операторами, режиссерами и студентами других художественных факультетов (грим и костюм), для того чтобы ребята учились с самого начала работать вместе.

Но, наверное, одно из ключевых дополнений в том, что помимо прикладных дисциплин мы будем больше работать над развитием чувства композиции, пониманием кинокомпозиции в первую очередь. Я хочу научить студентов чувствовать кадр! Студенты должны уметь мыслить кадром, генерировать идеи и уметь их реализовывать.

Также я приглашаю на факультет и новых преподавателей. К нашей команде планируют присоединиться ведущие мастера бутафории, декораторского и декорационного мастерства, раскадровщики, художники-постановщики и другие. Не хочу пока называть имен, но это реально очень востребованные специалисты.

Какие перспективы есть у выпускников? В каких областях они смогут работать и реализовываться?

В самых различных: кинематограф, театр, ТВ, дизайн, телевизионная реклама, музыкальные видео и т. д. Как я уже отметил, это редкая и универсальная специальность! А сегодня, когда существует очевидный кризис в индустрии, умение работать в различных областях – залог постоянной востребованности выпускников! Мы готовим студентов к реальной жизни, и нам важно, чтобы они смогли реализоваться вне зависимости от экономических или каких-то еще внешних факторов.

Кого вы ждете на курс? Что вам должен показать абитуриент, чтобы вы приняли решение о его зачислении?

Я жду людей, умеющих интересно мыслить, чувствовать и изображать свои ощущения. Людей с горящими глазам, которые не боятся выдавать оригинальные решения. Безусловно, абитуриент должен уметь рисовать, поэтому особое внимание уделяется при отборе навыкам рисунка и цветовому видению. Ведь это все-таки в первую очередь художник!

29 Июня 2015