«В кадре»: художник по гриму

Грим – невероятно важная составляющая образа героя. От мастерства художника зачастую зависит, поверит зритель в персонажа или нет. Каким бы талантливым ни был Роберт Инглунд, но без соответствующего грима зритель вряд ли бы поверил в то, что перед ним Фредди Крюгер.

В этом году в Московской школе кино открывается факультет «Художник по гриму». Уже сейчас, судя по количеству заявок от абитуриентов, можно сказать, что людей, которые мечтают связать свою жизнь с этой профессией, очень много. Мы поговорили с куратором курса, художником по гриму Марией Морзуновой о профессии, современных технологиях в гриме, необходимых навыках для создания образа и программе обучения.

Мария, давайте начнем с того, какими знаниями и навыками должен обладать художник по гриму…

Профессия художника по гриму требует знаний во многих областях: от анатомии до психологии. Кроме безупречного владения всеми профессиональными навыками: от основ живописного моделирования лица до работы с пластикой, – мы должны быть отличными психологами и дипломатами, должны уметь работать с людьми и не бояться отстаивать свое мнение. Но, пожалуй, самое главное – мы должны безумно любить работать с гримом!

Как вы пришли в эту профессию? И почему выбрали именно ее?

У меня не совсем стандартная история. Я всегда любила рисовать и почти 10 лет обучалась в школе рисунка, но о карьере художника по гриму не задумывалась. Потом я поступила в медицинский университет, где окончила факультет «Клиническая психология». Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что все это были шаги к моей основной профессии, все эти знания мне очень пригодились. Но в профессии, в итоге, я оказалась абсолютно случайно! После университета я окончила курсы визажистов, и однажды меня попросили выйти в помощь на киноплощадку – вы не представляете, как я боялась! Но уже тогда я решила всегда отвечать да на подобные вызовы судьбы – и пошла. Конечно, на этом мои приключения не закончились: когда в 7 утра я пришла на площадку, оказалось, что художник, которому я должна была помогать, сильно опаздывает, а актеров срочно нужно готовить в кадр! Выбора у меня не было, и я начала делать то, о чем раньше вообще не имела никакого представления… Вот так я влюбилась в кино и начала свой профессиональный путь. Можно сказать, что профессию я осваивала на практике, параллельно продолжая обучаться новым техникам у ведущих специалистов. Теперь я готова поделиться своим опытом, чтобы максимально сократить путь наших студентов от мечты к успешной карьере.

С чего начинается разработка образа героя? Как это происходит на практике? Сколько часов уходит на грим?

Я начинаю разработку образа с написания психологического портрета героя, я продумываю всю его жизнь «до», таким образом разбираясь в физиогномике персонажа: какие черты могли стать результатом того или иного события в прошлом. Данная работа проходит в тесной связи с другими цехами (художниками по костюму, художниками-постановщиками – только подобная вовлеченность в процесс специалистов всех смежных профессий может гарантировать точное и полное раскрытие образа). Потом наступает этап составления референсов или подготовки эскизов. После одобренных режиссером эскизов можно приступать к пробам грима с актером. Продолжительность грима варьируется от 10 минут до нескольких часов и зависит от сложности поставленных задач.

Какие виды грима существуют сегодня? Для решения каких задач их применяют?

Еще при К.С. Станиславском искусство грима стало одним из важнейших компонентов режиссерского замысла. Сейчас возможности и технологии гримерного мастерства достигли такого уровня, что в наших силах не только изменение внешности актера живописными техниками, но и создание фантастически сложных образов с использованием силиконовых накладок и современных техник сведения краев. С помощью грима мы можем не только подчеркнуть основные психологические характеристики персонажа, но и сделать эти образы яркими и запоминающимися.

В каких сферах могут работать художники по гриму?

Мы можем работать во многих областях: кино, телевидение, реклама, театр, фэшн и т. д. Спектр применения наших навыков очень велик и в целом полностью зависит от нашего желания наращивать опыт, достигая новых высот в профессии.

Вы разработали годовой курс подготовки «Художник по гриму». Какие модули предстоит освоить студентам?

В течение года студенты познакомятся с такими дисциплинами, как: основы косметологии и анатомии, рисунок, история кино, макияж, исторические прически, пластический грим, спецэффекты, боди-арт и многие другие. Практически каждый модуль будет подвергаться промежуточной аттестации, а итоговой дипломной работой станет разработка образа фантастического персонажа, соединившего в себе навыки работы по всем пройденным дисциплинам.

В чем отличие курса от других? Ориентировались ли вы на чей-то опыт? Как будут проходить практические занятия у студентов?

При написании данного курса я ориентировалась на опыт преподавания как в России, так и в мировых ведущих школах по гриму. Большое влияние на построение программы также оказали текущие тенденции и технологии в кинопроизводстве, мой личный профессиональный опыт и многолетний опыт моих коллег. Надо отметить, что наш курс на 90% практический и состоит более чем из 10 прикладных дисциплин. Особенность обучения состоит в синергии дисциплин, каждый месяц мы будем добавлять новый предмет, обучение которому будет идти в неразрывной связи со всеми предыдущими. Таким образом к концу года студенты не только пройдут все необходимые дисциплины, но и смогут работать над образом, разумно распределяя свое время и силы. Мы будем учить людей работать не только профессионально, но и с максимальным КПД.

Какие работы будут у студентов в портфолио?

Одной из основных задач обучения студентов является формирование собственного портфолио, которое поможет им успешно найти работу после окончания Школы. В него войдут не только фотографии созданных образов, но и материалы с настоящих киносъемок: как школьных, в рамках учебных проектов с другими факультетами, так и с внешних площадок.

Кто будет преподавать на курсе?

Мне кажется, что очень многое в обучении любой профессии, особенно творческой, зависит от учителей. Наши преподаватели – это не только опытные практикующие мастера кино и театров, но и отличные профессионалы, готовые передать свой опыт и раскрыть секреты своего мастерства.

Кого вы ждете на курс? Нужны ли какие-то специфические навыки для того, чтобы пойти учиться этой профессии?

Мы ждем заинтересованных, амбициозных, готовых к активной работе людей. Безусловным плюсом являются художественные навыки, опыт работы в команде и стрессоустойчивость.

Сейчас прошел уже первый поток вступительных испытаний, впереди еще два – в августе и сентябре. Какие бы рекомендации вы дали абитуриентам по подготовке?

Сначала я бы хотела поблагодарить всех ребят, которые уже прошли вступительное испытание. Я искренне восхищаюсь вашим рвением к получению новых знаний, храбростью поменять свою жизнь и готовностью сделать это в стенах нашей Школы! Что касается рекомендаций: рассказывайте о себе все, что поможет нам принять решение, приносите свои любые работы, раскрывающие ваш творческий потенциал, и я прошу вас: ничего не бойтесь! Если вы решили связать свою жизнь с этой профессией, просто дайте нам шанс увидеть это!

10 агвуста в школе пройдет открытый мастер-класс Марии Морзуновой «Художник по гриму: технологии создания образов».

11 Августа 2015