«Прямая речь»

Сегодня звук является не только неотъемлемой частью повествования, но и важнейшим инструментом создания у зрителя эффекта погружения в происходящее: он может в разы усилить любое впечатление от увиденного.

Звукорежиссер отвечает за реализацию любых задач в работе со звуком в кино, анимации, рекламе, индустрии развлечений и мультимедиа. Он не только отвечает за качество звукового ряда, но и работает над его драматургией, созданием звуковых образов. Как готовят звукорежиссеров? Какие специализации в этой профессии существуют? Как строится программа обучения и какие перспективы у выпускников? Об этом и многом другом мы поговорили с Алексеем Пузиковым, куратором факультета «Звукорежиссура и саунд-дизайн».

Алексей, а почему вы выбрали профессию звукорежиссера?

Скорее, она выбрала меня. Вся моя жизнь связана со звуком. Мы с братом, который, к слову, так же профессиональный звукорежиссер, композитор и продюсер, выросли в семье звукорежиссера. Наш отец, высочайшего уровня специалист, занимающийся в числе прочего консультациями в сфере звукозаписи и концертного звука, с детства воспитывал нас под музыку таких исполнителей, как Стиви Уандер, Джорж Дюк, Эл Джеро, Бил Уиверс, и многих других. Уже с 6 лет мы рвались в музыкальную школу, которую благополучно окончили по классу скрипки. Первую свою студию я построил в 13 лет у себя в комнате, в ней стоял микшерный пульт «Электроника ПМ-02» и советский аналоговый синтезатор «Аэлита», было несколько микрофонов, гитара «Урал», запись производилась на легендарный монофонический магнитофон Nagra 4.2, по счастливой случайности оказавшийся в руках отца в неисправном состоянии, но полностью им восстановленный.

Опыт по настройке оборудования оказался очень быстро востребованным, и уже через год я стал делать все вечеринки в школе. После школы поступил во ВГИК в мастерскую Казаряна Р.А. и Шаруна В.И. С этими выдающимися людьми я постигал мастерство звукорежиссера и учился быть человеком.

Что нужно знать об этой профессии тем, кто планирует связать свою карьеру со звукорежиссурой и саунд-дизайном? Какими качествами должен обладать звукорежиссер?

Перефразируя классика: «Если можешь не писать звук – не пиши». Нужно не мочь не заниматься звуком. Профессия требует знаний в очень многих областях, при высокой эмоциональной чувствительности, потому что звук – самая абстрактная материя. В профессию идут не за признанием или деньгами. Вернее сказать, точно не только за ними. Нужно уметь получать кайф от всего, что касается звука. Звукорежиссер всегда должен помнить, как мало людей действительно разбираются в звуке, и по этому поводу на протяжении всей карьеры его ждут разочарования. Но, конечно, в каждой профессии есть свои очень привлекательные стороны. Вы видели, как смотрит на звукорежиссера вся съемочная группа, когда он вешает микрофон сногсшибательной красотке? (смеется – Прим. ред.). Или представьте, только для вас, по стойке смирно, молчат 40-50 человек во время записи «паузы».

Кадр со съемок учебного проекта

Есть ли отличия в мировой и российской системах подготовки специалистов, работающих со звуком?

В советской и впоследствии российской школе звукорежиссуры существовала традиция объединения всех этапов работы со звуком в руках одного человека. Мировой опыт звукорежиссуры подразумевает разделение на множество специализаций: звукорежиссер озвучания, записи синхронных шумов, записи звука на площадке, саунд-дизайнер и прочие, что позволяет легко масштабировать проекты, набирая оптимальное количество специалистов для выполнения конкретной задачи. Совмещая эти модели, мы стремимся создать такую программу обучения, после которой студент помимо общего блока изучения звукорежиссуры получит конкретную специализацию, что даст возможность органично вписаться в современную российскую индустрию. Для этого Школа устанавливает связи с крупными московскими студиями звукозаписи, в которых студенты знакомятся не только с профессиональным оборудованием, но главное с людьми, обладающими бесценным практическим опытом и художественным вкусом.

Год – это совсем немного… Вы действительно успеваете подготовить специалистов «с нуля» или все-таки нужен какой-то уровень подготовки? Каких абитуриентов вы ждете?

Обучение построено очень интенсивно: за один год нам нужно дать людям необходимые знания и навыки для старта в новой профессии, для этого в курсе в равной степени представлены теория и практика. Мы стараемся задать правильный вектор, что называется «поставить руки», объяснить правила игры, а все остальное зависит от самого выпускника. Безусловно, наличие даже базового опыта работы в звуковых редакторах/секвенсорах (Wavelab / Sound Forge / Cubase / Nuendo / Samplitude / ProTools / Ableton / Vegas и т. п.) значительно ускоряет процесс обучения. Поэтому не ленитесь, открывайте программы, экспериментируйте, изучайте кнопки. Если какой-то опыт у вас уже есть, присылайте ссылки на свои работы и берите портфолио на собеседование. Это точно вам зачтется.

Вступительные испытания

Когда проходят занятия?

Традиционно занятия проходят два-три раза в неделю в будни по вечерам и один полный выходной день. Но нужно понимать, что стенами саунд-класса ваше обучение не ограничивается. Во-первых, вам предстоит довольно большой объем домашних заданий для закрепления знаний, а во-вторых, студенты участвуют в межфакультетских съемках, и это тоже занимает время, которое не входит в эти три-четыре дня. Многие наши студенты совмещают работу с учебой, но будет непросто – это точно. Настройтесь на непростой, но очень интересный и полезный год, который, возможно, изменит вашу жизнь.

Как строится обучения на факультете?

Программа делится на два семестра. Первый – теоретический. Вся практика здесь будет сосредоточена в домашних заданиях, и их будет много. Если у студента нет возможности заниматься дома, он всегда может это сделать в нашем саунд-классе, оборудованном всем необходимым. В теоретическом блоке мы много внимания уделим техническим дисциплинам: акустике, электронике, общетехническим и прикладным предметам. Но стержнем программы, конечно, будет являться режиссура и сопутствующие гуманитарные дисциплины, ведь зачем что-то делать, если не понимаешь смысла?

По итогам первого семестра студенту будет рекомендована специализация и назначен ментор из числа независимых профессионалов, который также будет являться дипломным руководителем. Под его началом студент осваивает выбранную им специальность и готовится к защите дипломного проекта. На смену теоретическим занятиям придут прикладные, такие как «Сэмплирование и Синтез», на реальных инструментах, например легендарном KORG MS-20.

За каждым преподаваемым предметом стоит конкретный человек, признанный профессиональным сообществом. Учитывая опыт предыдущих лет, мы ежегодно совершенствуем и обновляем программу. В отличие от многих других образовательных проектов мы не учим пользоваться каким-то конкретным софтом, мы учим мыслить как звукорежиссер. В этом году базовым станет обучение в программе AVID Pro Tools. Тем не менее не останутся незамеченными Cubase и Ableton Live, так как нам очень важно дать студентам свободу использовать лучшие для достижения результата средства.

На протяжении всего обучения у студентов будут совместные проекты с другими факультетами. Ну и конечно, выезды на пленэр для записи фонов, практика на студиях, работа на съемочных площадках.

Итогом обучения станет дипломная работа, которую выпускник сможет использовать в качестве портфолио, соответствующая всем нормам и требованиям российской индустрии звукозаписи. Умея работать с техническими и программными средствами, не отличающимися от используемых в индустрии, выпускник без труда сможет начать свой профессиональный путь согласно своим предпочтениям и талантам. Где именно – его выбор: будь то студия звукозаписи, съемочная площадка, концертный зал или студия разработки компьютерных игр.

Занятие в саунд-классе

Насколько звукорежиссура и саунд-дизайн востребованы сегодня? Какие перспективы есть у выпускников?

Звук в кино развивается семимильными шагами: новые технологии дают безграничные возможности для реализации задуманного. Требования зрителей и пользователей к аудиовизуальной продукции тоже растут – теперь, к примеру, невозможно представить компьютерные игры без звуковых эффектов. При этом специалистов в этой области пока не так много – здесь все еще впереди. В этом году наши студенты совместно с партнерами и Школой запустили светозвуковую инсталляцию на корабле «Брюсов» в парке «Музеон». И это своего рода прецедент. Конечно, аудиовизуальные инсталляции и выставки делаются давно, но в городском пространстве, доступном для всех желающих, такой проект осуществился впервые. И как показал этот опыт, все больше людей проявляют интерес к звуку как к самостоятельному элементу выразительности, вне кино или музыки, что, конечно, дает новый импульс развитию.

Что касается российской индустрии в целом, то звукорежиссеров, вернее людей, называющих себя так, много, но, как и в любой профессии, резко чувствуется отсутствие квалифицированных кадров с профессиональным образованием. Именно поэтому толковые специалисты очень востребованы. Некоторые наши выпускники получили предложение о работе сразу после защиты своих дипломных работ перед внешними экспертами, чем я, безусловно, очень доволен.

Если вы «болеете» звуком и готовы работать над своим профессиональным развитием, то шанс состояться в этой профессии у вас есть. Школа предоставляет для этого максимально широкие возможности. Но помните, что нужно быть любопытным человеком и настоящим исследователем. Эта профессия требует как творческого подхода, так и технической подкованности. Желаю всем удачи на заключительном потоке вступительных испытаний! (19 сентября – Прим. ред.) 

18 Сентября 2015