«Прямая речь»

В январе режиссер и продюсер Александр Каурых совместно с режиссером анимации Михаилом Тумелей проведут интенсив по сториборду. В своем интервью Александр рассказал о принципиальных различиях сториборда и раскадровки, объяснил, как сэкономить бюджет проекта за счёт превизуализации, и поделился программой зимнего курса.

Александр, у вас большой опыт работы, в том числе за рубежом. Интенсив – возможность поделиться накопленными знаниями?

При разработке своей части курса, я старался отразить в ней то, чего мне самому не хватало во время обучения. Знания и опыт, которые я получил на киностудии CBS, в период работы с монтажом на нашем ТВ и на проектах с 3D-анимацией. Существенное значение, конечно же, сыграл и курс Hollywood Camera Work, с которым я познакомился еще в 2005-м, а год назад получил авторизованную лицензию на его преподавание.

Со слов самих же студентов, уже практикующих выпускников киновузов, подавляющее большинство из них испытывает определенное чувство дискомфорта при выходе на съемочную площадку. В первую очередь это связано с недостаточной профессиональной подготовкой в ее ремесленной части. Молодой режиссер просто не знает, как оптимально использовать период препродакшна, и в итоге приходит на площадку слабо подготовленным или неподготовленным вовсе. Как следствие, он начинает «вдохновляться» на площадке. И только на площадке он начинает искать мизансцену и придумывать, где поставить камеры и как организовать их работу. Очень часто в таком случае инициативу перехватывает оператор, особенно если он человек опытный. Результатом становится потеря времени или потеря в качестве, а зачастую и то и другое. Неподготовленная съемка, в свою очередь, ведет к непомерно затянутому постпродакшну.

Режиссер может размышлять о высоком искусстве, но при этом он должен владеть ремеслом. А ремесло как раз и определяется умением использовать время препродакшна максимально рационально и эффективно. Первый раз я столкнулся с профессиональным подходом к этому вопросу еще в 90-х, во время почти годичной стажировки на CBS в Лос-Анджелесе. Подобная схема работы полностью оправдала себя во время последующей работы на международных проектах, например, Pirates of the Caribbean для Disney/Bethesda и Aqua Teen Hunger Force для Cartoon Network.

Собрав воедино практический и теоретический материалы, тщательно переработав их и систематизировав, я разработал учебный курс, которым и хочу поделиться на интенсиве.

В чем практическая ценность сториборда?

Грамотно выполненный сториборд ― экономия времени производства и существенное снижение себестоимости. Наиболее ярко актуальность сториборда характеризует известная фраза французского классика Рене Клера: «Мой фильм уже готов, его осталось только снять».

Режиссер должен приходить на первые встречи с коллегами по постановочной группе уже максимально подготовленным. Тогда и оператор, и художник будут работать с максимальной отдачей, решая практические вопросы, а не слушая красивые слова режиссера об искусстве вообще. В итоге и продюсер сможет максимально точно эстимировать проект и потратить бюджет более рационально.

Для иллюстрации. Представьте себе три отрезка. Первый 1,5 метра, второй ― 0,75 м, а третий ― 0,5 м. Именно такое соотношение должно быть между препродакшен, продакшн и постпродакшн, и именно с этого начал свое выступление директор по технологиям компании Disney Production на октябрьском Autodesk University. В России, как правило, все с точностью до наоборот. Наверное, это наследие советских «бюджетных» времен. Но сегодня ситуация изменилась, наверное, правильно было бы и процесс производства изменить.

Есть понятие «сториборд», есть «раскадровка». Можете объяснить, в чем различие?

Для начала надо разграничить сферы применения. Моя часть интенсива посвящена сторибордингу для визуального контента, использующего трехмерное пространство, ― кино, ТВ-сериалы, 3D-анимация, видеоклипы и т. д. Сторибординг оперирует только ключевыми шотами. Они формируются на основе логики пространственной мизансцены и работы камеры, используя устоявшийся язык терминов, графических обозначений и систему нотаций поясняющего текста. Методом сторибординга может овладеть даже человек, не умеющий рисовать. По готовому сториборду можно не только снять, но и смонтировать.

Раскадровка в большей степени характерна для 2D-анимации, а прорисовать ее может только профессиональный художник. Прежде всего это иллюстрация, иногда даже очень подробная и может напоминать фазовку. Иногда даже раскадровка может выполняться и без сценария. Т. е. это своего рода форма образного мышления художника. Раскадровка, в отличие от сториборда, не дает ответы на вопросы типа «Как должна работать камера между двумя последовательно отрисованными шотами?», «Где лучше сделать техническую остановку, чтобы переставить свет или декорации?», «Насколько необходимо детализировать декорации?», «Можно ли снимать эпизод параллельно или только последовательно?» и многие другие.

Есть еще такое понятие, как «клиентский сториборд». Само название говорит о его назначении. По тексту копирайтера иллюстратор выполняет заказ для агентства, счастливый заказчик его утверждает. После этого его можно сдать в архив студии. Здесь повторяется история с раскадровкой в ее рафинированном варианте. По этим красивым картинкам работать на площадке нельзя. Не понаслышке знаю о таких историях из уст сотрудников рекламных агентств. Другое дело, если клиентский сториборд выполнялся по рабочему сториборду ― такой путь правильнее, точнее, быстрее и полезнее.

Объясните подробней, из чего состоит сториборд.

Его можно условно разделить на три документа. Первый ― топ-план. На нем схематично обозначены все мизансцены и работа камеры. Второй ― собранные в единый документ рисунки ключевых шотов с сопроводительными пояснениями и режиссерскими указаниями, такими как нумерация позиций камеры, траектория ее перемещения, характеристика оптики, крупности планов и способы съемки. Прописываются реплики персонажей и краткие пояснения действия. Третий документ ― 2D-аниматик. Это ключевые шоты сториборда, положенные на таймлайн, иногда с черновой фонограммой. 2D-аниматик дает представление о длительности шотов в зависимости от их функции.

 

На кого ориентирован интенсив?

На мой взгляд, в первую очередь на режиссеров и продюсеров. Или на тех, кто хочет попробовать себя в этом. Он также будет полезен операторам, которые задумываются о режиссуре, возможно, сценаристам. Однозначно пригодится супервайзерам спецэффектов, визуальных эффектов и композитинга, возможно, также режиссерам монтажа.

Что по факту получают участники интенсива?

Если просто ― умение визуализировать текст. Курс дает понимание, как лучше пластически решить ту или иную сценарную задачу на экране. Обладая таким пониманием, режиссер максимально конкретизирует задачи для всех ключевых фигур производства. Продюсер же, имея на руках рабочий сториборд, может точно просчитать стоимость проекта и оптимизировать бюджет.

Использование в обучении международной англоязычной терминологии и системы обозначений позволит слушателю не только создавать сториборд, понятный зарубежным коллегам, но и самому без проблем работать с аналогичным документом на совместных проектах.

2 Декабря 2012