«Прямая речь»

С 1 по 13 июля в МШК пройдёт интенсив по звукорежиссуре и саунд-дизайну. Читайте интервью куратора курса Василия Филатова — медиа-продюсера, саунд-дизайнера, композитора.

Василий, первый вопрос, который мучает всех: что такое саунд-дизайн, и чем он отличается от звукорежиссуры?

Разделение профессии «звукорежиссер» на цепь составных узкоспециализированных профессий пришло к нам с Запада. Конечно, в первую очередь, саунд-дизайн — это коммуникации. Коммуникации между визуальным образом (кино, театр, инсталляции) и звуком. Звук позволяет раздвинуть границы экрана и рассказать за единицу времени еще больше о мире, который вам показывает автор. Звукорежиссер в России, если мы говорим о визуальных медиа, — это человек, который совмещает в себе набор профессий: звукоинженер, звукорежиссер на съемочной площадке, саунд-продюсер, студийный звукорежиссер, саунд-дизайнер, а иногда и звукорежиссер сведения (перезаписи).

Саунд-дизайн — это часть звукорежиссуры. В профессиональном смысле саунд-дизайн — это процесс создания новых звуков за счет использования уже готовых, записанных семплов или синтезирования новых фактур. Это не только создание активных спецэффектов (взрывов, воплей монстров, звуков движений, пролетов объектов); подбор/создание звуков атмосферы для кино (или другого вида визуального контента) — тоже часть саунд-дизайна. Саунд-дизайнер — это экспериментатор в области звука: сочетая различные фактуры, он создает новые звуковые полотна. Тем не менее главная цель остается неизменной: органично проиллюстрировать визуальный образ или создать ощущение жизни за кадром, не отвлекая, а вовлекая зрителя в происходящее на экране.

Саунд-дизайн — это творчество или знание программ и умение их использовать?

В современном мире невозможно придумывать и, главное, воплощать все идеи без знания компьютерных программ. Саунд-дизайнеры начала 20-го века (одним из первых экспериментаторов звука был итальянский композитор Луиджи Руссоло) не имели столь широких возможностей по редактированию звука, которые мы имеем буквально под рукой: в персональном компьютере. Глупо не использовать эти возможности сейчас. Не стоит забывать, что компьютер — всего лишь инструмент в руках художника и знание программ позволяет быстрее реализовывать собственные идеи.

Где сегодня применяется саунд-дизайн?

Саунд-дизайн находит применение в кинематографе, театре, анимации, интерактивных мультимедиа-инсталляциях, компьютерных играх. Компьютерная революция свершилась: технологии стали доступны каждому. С учетом появления большого количества отечественного мультимедиа-контента потребность в профессии возросла.

Насколько это направление развито в России? Востребовано ли? Есть ли рынок?

Несмотря на то, что рынок услуг по саунд-дизайну сейчас только формируется, в титрах к отечественным фильмам и компьютерным играм можно увидеть строчку «саунд-дизайнер». Если брать не только кинематограф, то саунд-дизайнер является сегодня одной из самых востребованных профессий в визуальных медиа, и это несмотря на то, что осознанная необходимость в профессии появилась не так давно. Кстати, не стоит забывать, что и аудиобрендинг — одно из применений саунд-дизайна. Вспомните аудиологотип BMW (удар по металлической балке — Прим. ред.). Ведь это работа не композитора, а саунд-дизайнера.

Нужно ли иметь музыкальное образование саунд-дизайнеру?

Написание звукового полотна сродни созданию симфонического произведения, это творческая и одновременно сложная и кропотливая работа. Многослойность некоторых эффектов может доходить до 50 и более одновременно звучащих моно-, стерео- или 5.1 дорожек.

Не обязательно уметь играть на музыкальных инструментах, но музыкальный слух, несомненно, обязателен. Равно как и музыкальный вкус. Многие фактуры имеют тональную основу, и знание основ музыки способно упростить понимание процесса создания спецэффектов и монтажа разнотембральных фактур.

Какими навыками и качествами должен обладать человек, чтобы работать в этой индустрии?

Любознательность, широкий кругозор, умение быстро впитывать новый материал. И несомненно (так как звук — это часть проекта), то командная работа: умение общаться и грамотно излагать свои мысли и идеи также является необходимым качеством в работе. Стоит ли говорить, что при любой работе необходимо придерживаться дедлайнов? Кроме того, невозможно создать звук без знания технологий его записи, синтеза и обработки. Как видим, базовый набор навыков достаточно обширный. А наша задача — помочь студентам все это освоить.

Что ожидает слушателей на интенсиве? Как будут проходить занятия?

Отвечая на этот вопрос, проведу аналогию. Создавать саунд-дизайн в «реалистическом» жанре гораздо сложнее, нежели в фантастическом… Я считаю, что теоретические знания без практического применения имеют небольшую ценность. Именно поэтому интенсив в большей степени носит практический характер. Мы изучаем материал и в этот же день отрабатываем на практике новые навыки и знания.

Вместе мы озвучим несколько телевизионных роликов, фрагментов полнометражных кинофильмов, создадим собственную звуковую библиотеку (которую, кстати, студенты смогут использовать в дальнейшем). Студенты получат практические навыки записи речи, синхронных шумов в студии, записи атмосфер в различных условиях. И конечно, научатся создавать многослойные звуковые фактуры и спецэффекты.

Назовите три свои любимые работы в области саунд-дизайна.

Фантастические фильмы: The Dark Knight, TRON: Legacy. Terminator: Salvation. «Реалистичный» экшен: The Bourne Ultimatum, Fight Club. Анимация: Tom and Jerry, Ratatoille, WALL-E. Драмы: Green Mile, The Pianist. В мире огромное количество фильмов и инсталляций, заслуживающих внимания, в которых саунд-дизайн, при пристальном рассмотрении, вызывает восхищение. Но разбор этих картин — тема отдельной статьи. Кстати, на лекциях мы будем детально рассматривать и эти фильмы.

Какие требования предъявляются к слушателям?

Как я уже говорил, необходимо иметь опыт работы в аудиоредакторах, секвенсорах. При отсутствии опыта большая часть времени будет уходить на механическую работу (где найти ту или иную кнопку на экране), а полученные знания будут плохо усваиваться. Необязательно быть асом скоростной укладки синхронных шумов и обработки звука, но навык работы в звуковых редакторах и секвенсорах облегчит изучение нового материала на лекциях и практикумах.

Зимой в МШК прошел первый интенсив по звукорежиссуре и саунд-дизайну. Какие у вас как у руководителя курса остались впечатления? Какие уроки вынесли?

Это был первый опыт 80-часового двухнедельного интенсива. Я рад, что все из запланированного удалось реализовать. Работы студентов говорят сами за себя. Также, полученный опыт и отклики студентов позволили улучшить краткосрочную программу — мы сделаем больший акцент на практической части: записи звука на съемочной площадке и записи звуковых фактур. Несмотря на то, что 10 дней — это достаточно сжатый срок, количество информации, которое узнают студенты во время занятий, огромное!

Хочу отметить, что Школа продолжает расширять круг партнеров, именно поэтому каждый из студентов факультета получит возможность заниматься на современном звуковом оборудовании.
 

22 Апреля 2013