«Прямая речь»

Елена Михно и Юлия Идлис, студентки продюсерского и сценарного факультетов, поделились с читателями «Афиши» своими впечатлениями после первого года обучения.

Елена Михно, факультет «Продюсирование»

Как поступила.

Прошлым летом я попала на бесплатный мастер-класс, который проводил куратор продюсерского факультета Георгий Малков. Меня очень воодушевило, что он описал реальную картину того, как все происходит в действительности в этой сфере — говорил о том, как система изменилась за последние годы, как работает сегодня киноиндустрия. После этого мастер-класса я и решила поступать. Мой набор был первым набором на наш факультет в принципе.

Как учат.

Обучение двухгодичное, все преподаватели — не теоретики, а люди, которые делают кино здесь и сейчас. Результат первого года обучения — то, что сегодня я понимаю всю структуру этого бизнеса, понимаю как взаимодействуют ее уровни на всех этапах, начиная от разработки идеи и заканчивая моментом, когда зритель выбирает, на что ему вечером пойти в кинотеатре. Каждый этап — создание идеи, выбор актеров на роли, подбор съемочной группы и режиссерские читки с производственными департаментами на подготовительном этапе, сложности съемочного периода и тонкости по подбору локаций, важность постпродакшена в рассказывании истории, а также в ваности маркетинга на всех этапах производства фильма, включая дистрибуцию, — нам подробно объяснили, и теперь я представляю, что нужно сделать, чтобы моя идея превратилась в фильм, который посмотрят (ну, или не посмотрят) миллионы зрителей в кинотеатрах.

Теории в чистом виде в школе не существует — все основано на практике. Для разбора мы берем конкретные кейсы фильмов, которые недавно вышли. Это касается кинопрокатных фильмов Георгия Малкова (Enjoy movies), телевизионных проектов Ивана Капитонова («Новый проект»), а также мы говорим про маркетинг и PR российского и зарубежного кино с дмтрием Литвиновым («Бюллетень кинопрокатчика», Variety Russia), про маркетинговую составляющую проката зрубежных фильмов, дистрибуцией которых ханимается Георгий Шабанов (All Media).

Практика.

Мы были фокус-группой фильма «С Новым годом, мамы!», который выходил в декабре 2012 г. — внесли свои корректировки, выявили слабые стороны, и на основании этих замечаний был сделан перемонтаж фильма. У нас ребята ездили в Канны на кинорынок по продюсерской практике, на Московском кинорынке наши студенты отсматривали фильмы российского проката. Лично для меня главной практикой стал проект «Чемпионы»: полнометражный фильм из 5 новелл про наших российских олимпийцев. Я была автором и инициатором его идеи, которую мы с ребятами презентовали нашему куратору Георгию Малкову, и он вытсупил генеральным продюсером. Сейчас по ней снимаем фильм, который выйдет 23 января 2014 года, отсняты уже четыре новеллы. То есть, к окончанию учебы в нашей практике уже будет как минимум этот большой проект.

Минусы.

Безусловно, не все гладко, поскольку это первый год обучения.  Мы выдвигаем свои предложения по улучшению занятий, предлагаем и кандидатуры гостей для мастер-классов — с нами советуются. Есть, конечно, заявленные темы, отведеное на них четкое количество часов и жесткая система аттестации по каждому предмету, причем с оценками, а не зачет/незачет. Система отчетности и уровень преподавания такие же, как у Высшей Британской школы дизайна, но пока что не всегда обучение соответствует этому плану.

Зачем идти.

Сюда стоит поступать тем, кто точно понимает, что хочет связать свою жизнь с кино, как с искусством и как с бизнесом. Важнее всего — желание работать в этой сфере и жизненный опыт. Если есть стремление стать самостоятельным интересным игроком на рынке, хорошо иметь за плечами определенную практику — возможно, даже свой предпринимательский бизнес. Но не только рабочий опыт имеет значение: нас в группе есть и молодые ребята лет по двадцать, и им тяжелее, например, участвовать в обсуждении идей — они еще не прошли в жизни через многое, к счастью, им тяжеловато браться за серьезные темы.

 

Юлия Идлис, факультет «Сценарное мастерство»

Как учат.

Есть совсем немного теоретических лекций по разным предметам, в основном наши занятия — это практика. Мы пишем этюды, написали за год по два коротких метра. Пока их не ставили, но когда у школы появится режиссерский факультет (это, видимо, должно произойти в следующем году), режиссеры и сценаристы будут делать совместные проекты. У каждого курса есть старший преподаватель, но поскольку это все — очень практическая штука, и преподают действующие профессионалы, преподавателей несколько. На нашем курсе это Александр Молчанов (сценарист сериалов «Побег», «Черчилль», «Москва. Центральный округ», «Захватчики», «Кодекс чести», «Час Волкова». — Прим. ред.), а теорией заведует Всеволод Коршунов. Это костяк, а дальше — модульная система, и на каждый модуль приглашаются отдельные преподаватели из индустрии. В этом семестре, например, был очень ценный курс «Психология для сценаристов» — он много нам дал.

Практика.

Рабочей практики на первом курсе у нас не было — рано еще. Мы только в конце этого года поняли, как правильно писать сценарий. Но у кого-то уже появилась работа, параллельно с учебой. У нас, например, в группе есть студент, который работает сценаристом на Первом канале. Эта должность появилась у него в процессе обучения и досталась ему потому, что он уже к тому моменту прекрасно понимал — в том числе благодаря занятиям в школе, — чего от него хотят и что он может. Практика должна была быть этим летом, но пока непонятно, в каком виде она может состояться, потому что нас довольно много — около пятнадцати человек.

Минусы.

Меня устраивает абсолютно все, единственная сложность — проблемы со временем. Такое количество работы и активности связано со школой, что очень тяжело туда встроить что-то еще, а мы же все работаем. Но это понятно — мы учимся всего два года и за это время должны стать профессионалами. Во ВГИКе такому пять лет учат. Так что времени катастрофически не хватает, но в этом есть свои плюсы — учишься иначе организовывать свое время и расставлять приоритеты.

Зачем идти.

Я долгое время занималась кино как исследователь — сначала на филфаке МГУ, потом как кинокритик, и в конце концов мне захотелось сделать что-то в кино самой, и я намеренно искала практическое образование. Не хотелось получать снова теоретические знания, которые у меня уже были. Хотелось, чтобы научили писать, научили думать картинками, видеть развитие сюжета — все это МШК дает, и я очень рада, что поступила именно туда. Я рассматривала ВКСР, и мне показалось, что в МШК больше молодого задора и какого-то правильного, нужного напора, свойственного новичкам.

Вы можете прочитать полную весрию публикации на портале Afisha.ru.

6 Августа 2013