Кино глазами художника

Все, что зритель видит на экране, кроме игры актеров и визуальных эффектов, создано арт-департаментом картины под началом художника-постановщика.

Вместе с режиссером и оператором он определяет визуальное решение фильма, подбирает места для натурной съемки, отвечает за внешний вид всех предметов в кадре, под его контролем проектируются и изготавливаются декорации, бутафория, костюмы.

Жанна Пахомова и Елена Травкина, кураторы факультета «Художественная постановка», раскрыли нам некоторые профессиональные секреты, которые использовали в своей работе их российские и зарубежные коллеги.

1. В фильме «9 рота» «аул в Афганистане» был построен в Крыму. Настоящий кишлак был создан классическим восточным методом – из глины – и занимал территорию в 2 гектара. Кстати, для съемок в Крым пришло 4 вагона с реквизитом.

2. Постапокалиптические ландшафты Калифорнии в «Терминаторе-4» выстраивали на основе изучения материалов о чернобыльской катастрофе. А гидроботов конструировали, изучая анатомические особенности угря.

3. Пещеры, которые обнаруживают герои в сериале «Остаться в живых» (Lost), появились в сценарии проекта с подачи художника-постановщика Карлоса Барбозы. Он придумал концепцию с пещерами для того, чтобы держать все под контролем и не зависеть от погоды и других внешних факторов. Пещеры были воссозданы в павильоне, что облегчило жизнь продюсерам и всей съемочной команде.

4. В фильме «Начало» одной из самых сложных в техническом плане была сцена с лестницей Пенроуза — невероятной «бесконечной» лестницей. Она основана на оптической иллюзии. Эту вечно поднимающуюся лестницу нельзя построить в реальности, поэтому художникам-постановщикам пришлось особенно над ней потрудиться. В этой сцене нет компьютерной графики, кроме удаления подпорок. Все остальное – умелое сочетание оптики и декораций.

5. В фильме «Аноним» самым сложным для художника-постановщика было воссоздание театра «Глобус». Он проштудировал множество источников, чтобы максимально точно воссоздать этот театр. Но не нашел ни одного изображения интерьера «Глобуса». Было несколько изображений фасада, но никто точно не знал, каким этот театр был изнутри. Как итог этих поисков на экране мы видим максимальную похожесть внешней стороны театра на то, каким изобразил его на картинках художник Николас ван Фишер. А вот все, что внутри, – плод фантазии Себастьяна Кранвинкеля.

6. По признанию художника-постановщика Роджера Кристиана, космическая станция в фильме «Солярис» Андрея Тарковского послужила источником вдохновения для создания легендарного «Тысячелетнего сокола» (Millennium Falcon) – космического корабля, принадлежавшего Хану Соло в фильме «Звездные войны».

7. Специально для съемок фильма «Обитаемый остров» в Москве и Крыму было выстроено 300 комплексов декораций, в том числе макеты в натуральную величину космического корабля и субмарины. Художники-постановщики постарались детально воссоздать и инопланетные пейзажи планеты Саракш, а также основные места действия – заброшенную промзону и фантасмагорический город, в котором обитают изгои-мутанты.

8. Модель замка Хогвартс была построена для первого фильма «Гарри Поттер и Философский камень» и с тех пор использовалась в каждом фильме. Понадобилось 86 художников и 74 других членов команды, чтобы построить его. Автор этого замка, художник-постановщик Стюарт Крэйг, был награжден престижной премией Bafta за свою работу.

9. Декорации фильма «2001 год: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика были воистину космическими – над ними работали целых три года. Кубрик, будучи перфекционистом, хотел, чтобы лента максимально иллюстрировала будущее с технической точки зрения, поэтому он нанял двух специалистов из НАСА. Они консультировали его и занимались разработкой концепт-артов двигателей и кораблей (как внешнего вида, так и интерьеров).

10. Для съемок фильма «Легенда» Ридли Скотта лес возводили в студии, так как устанавливать студийные софиты в ветках реальных деревьев было трудно и небезопасно. Для этого туда завезли двадцать тысяч тонн земли. Огромные стволы деревьев с могучими корнями были построены из пенопласта и полистирола, для создания эффекта бесконечности были использованы зеркала по периметру «леса». Но Скотту показалось, что лес пустоват, поэтому он приказал заказать несколько тонн листьев из пластика, которые приклеивали к деревьям вручную.

 

11 Сентября 2013