Летняя практика

Обучение в Школе не заканчивается даже летом: несмотря на формальное наличие каникул, на отдых времени остается совсем немного. Центр карьеры школы предлагает студентам пройти практику и стажировку на различных кино- и телепроектах.

Мы попросили трех студентов-сценаристов рассказать о том, что они делали в рамках летней практики.

Дмитрий Кулешов

Летом позвонили из Школы, предложили поработать над сценарием четырем студентам нашего курса. Инициатором практики стал куратор Александр Талал. Заказчиком выступила кинокомпания «Стелла». На «Мосфильме» встретились с продюсером и режиссером будущего фильма. От нас требовалось привести доработать уже готовый сценарий. Непаханое поле для голодных сценаристов. На следующий день заключили договор. Засучили рукава, принялись за работу.

Так как работали в канве первоначального сценария, на первый план вышло умение строить сцены. Как превратить сцену, в которой вообще ничего не происходит, в зрелище? Пришлось применять ядерный арсенал знаний, приобретенных в Школе. Пугающие слова «качели», «клиффхангер», «динамика» – вот это все с успехом пошло в оборот. В итоге из всего написанного не подошли только две сцены. Одна по техническим причинам, другая так и осталась то ли на нашей совести, то ли продюсера: совладать с ней мы так и не смогли.
Другой отработанный навык – работа в срок. Система строгих дедлайнов в Школе привила нам устойчивую пунктуальность. Несмотря на то, что съемки стартовали через месяц после заключения договора, мы управились в два раза быстрее.

Но главное – мы получили бесценный опыт. Много иллюзий поразбивали. До начала работы студент уверен, что все крутится вокруг его текста. Увы, это не так. Отношения, деньги, амбиции, требования. Этот аккомпанемент вступает одновременно. Мелодию сценария очень трудно уловить в подобной какофонии. Один из нас сошел с дистанции уже через неделю, принял решение не продолжать работу. И этот неожиданный поступок тоже стал важным опытом.

Впечатления остались смешанные. С одной стороны, каждый из нас смог оплатить семестр обучения в Школе, а также получил в портфолио полный метр. С другой – разочарование от уровня и качества кинопроизводства. Но теперь мы четко осознаем, куда и для чего идем. И не забываем, что всегда есть возможность что-то изменить собственным трудом.

Елена Вежновец

В середине июля я вместе с другими однокурсниками получила предложение Центра карьеры пройти практику в продюсерском центре «Синема Продакшн». Я очень обрадовалась, не терпелось познакомиться с индустрией и поучаствовать в реальном проекте.

В «Синема Продакшн» нас радушно встретили и ознакомили с ТЗ: написать заявку на пилотные серии телевизионного детективного сериала по мотивам произведений одного автора. Задание показалось мне очень интересным, тем более что детективы я до этого еще никогда не писала.

Сразу же возник вопрос, как мы будем писать: все вместе или каждый по отдельности. Я выбрала совместное написание, потому что было интересно попробовать такой вариант работы, ведь одна писать я всегда смогу. В ходе работы я поняла, как в коллективном творчестве важно, чтобы с другими членами группы установились доверительные партнерские отношения, чтобы не было перетягивания одеяла на себя и обид, что его идею не включили в заявку. Мне кажется, мы с успехом сумели этого избежать.

Мы написали первые заявки, которые продюсеры прочли, и попросили доработать сюжет чем-то своим, чего изначально не было в произведениях автора. В итоге мы вместе с сокурсницей написали еще по две заявки, где включили в сюжет истории, основанные на недавних реальных событиях в России. Мне кажется, получилось достойно, и продюсеры эти заявки в целом одобрили, сказав, что теперь им нужно согласовать их с автором и каналом.

А потом началось время ожидания принятия решения. И эта неопределенность, наверное, самое неприятное в нашем ремесле, что я открыла для себя. И еще понимание, что ты никак не можешь влиять ни на решение, ни на скорость его принятия. Тебе не говорят ни да ни нет, и ты понимаешь, что являешься маленьким звеном в огромной административно-ресурсной цепочке.

Но и тут, я думаю, многое зависит от нас. Можно и нужно напоминать о себе продюсерам, предлагать им альтернативные варианты решений. Мы, например, предложили организовать встречу с автором, чтобы иметь возможность правильно донести его идеи в сценарии, понять, что именно он хотел бы видеть в фильме.

В конечном итоге, как и в любой индустрии, очень многое зависит от правильно выстроенных взаимоотношений между людьми. Чем больше ты общаешься, тем быстрее можешь понять, что именно требуется этим людям, по каким законам может быть принято то или иное решение в пользу именно твоего сценария.

Наша практика еще продолжается, пока никакого решения не принято. Я верю, что все в итоге сложится хорошо, и мы напишем этот сценарий. В любом случае для меня это было очень полезно: первые шаги в индустрию, надежды, положительные отзывы на твою работу, – все это дает толчки к дальнейшему движению. Я очень благодарна МШК за предоставленную возможность, а как там сложится, это уже зависит от меня, от моего мастерства, ну и удачи, конечно.

Анастасия Остапенко

Практика на канале 2х2 подарила нам всем, в первую очередь, знакомство с замечательной Еленой Черновой – режиссером, аниматором, человеком, любящим свое дело. Под ее руководством получилось познакомиться с текущими анимационными проектами канала, в частности с сериалом «Валера», для которого нам было предложено написать несколько серий.

Работа началась с подробного изучения истории сериала, персонажей и их взаимоотношений. Итогом работы стали несколько смешных офисных историй, написанных мною и моими коллегами. Помимо этого, благодаря Елене, удалось попрактиковаться в работе над проектом студии Toonbox «Куми-Куми», направленным уже на детскую аудиторию. Итогом стал сценарий одной серии и несколько синопсисов.

В целом результатом практики стал, конечно же, приобретенный опыт. Получилось познакомиться с работой канала. Осталось четкое представление о работе индустрии.
 

24 Сентября 2013